Федоряк А Г
Создание и поддержание экологоразвивающей среды ДОУ как ведущий метод экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Какое воздействие на человека оказывает окружающая предметная среда? Можно ли доказать психологическое воздействие среды на человека? Как?
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты — социальный, предметный компонент природы — оказывают (или могут оказать) развивающее воздействие. Нельзя не согласиться с А. И. Арнольдовым, который утверждает: «Сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная многообразная, самоорганизующаяся культурная среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей.
Публикация «Создание и поддержание экологоразвивающей среды ДОУ как ведущий метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
М. Хейдметс подчеркивает такие интересные явления: хозяин персональной территории осуществляет контроль над ней, идентифицирует себя с ней, считает ее своим продолжением. Вторжение на территорию рассматривается как нарушение личной неприкосновенности. Исследователь предполагает, что идентификация с частью физической среды аналогична социальной идентификации (с группой, нацией). У человека вырабатывается эмоциональная привязанность, бережливое отношение к персональной территории. Исследователь выделяет функции такой территории внешние — создание оптимальных условий для деятельности; внутренние — содействие самоопределению человека как автономной личности, независимого индивида.
Экспериментально доказано, что субъективное чувство контроля над ситуацией улучшает психическое состояние человека и содействует его деятельности: если субъект долгое время находится в условиях отсутствия контроля над средой, он становится беспомощным, пассивным, что влечет за собой ухудшение соматического и психического здоровья. Исследователями установлено, что при наличии персональных зон увеличивается частота коллективной деятельности, снижается агрессия. Делается важный вывод: если человек приспосабливается действовать только по внешним указаниям, по внешнему контролю, к самостоятельной активности он уже не способен. Таким образом, проблема контроля и организованности среды имеет определенное значение и с точки зрения процессов воспитания, с точки зрения создания условий для развития активности человека.
Анализ работ выдающихся русских педагогов (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) свидетельствует: успешность школьного обучения, положительные сдвиги в развитии учащихся, их благополучное эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности связаны с общим укладом школьной жизни, с созданием благоприятной обстановки, стимулирующей различные формы активности детей.
Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»
2. Какие концепции и кем выдвинуты по поводу развивающей предметной среды? Какая из концепций — личностная или деятельностная – вам ближе? Почему?
Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой,
Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др. В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
– каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
– обучение организовано на основе ведущей деятельности;
– продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.
Существует концепция развивающей среды В. А. Петровского, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка
Это отражено в принципах построения развивающей среды в ДОУ : дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В теории также представлена концепция С. Л. Новоселовой, которая основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности
В основе этих рекомендаций – анализ сущности предметной деятельности, ее особенностей и значения для психического и личностного развития ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса ДОУ формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Обе концепции мне близки, так как они взаимодополняют друг друга. В одной ярче представлен целевой аспект, а в другой – содержательный.
3. Что такое экологический подход в создании развивающей эколого-педагогической среды в ДОУ?
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование, коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех объектов живой природы. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания. Но методом эта деятельность становится только в том случае, когда она организуется совместно со взрослыми и детьми. Совместная организационная – хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может осуществляться с разной степенью участия детей и взрослых. Крупномасштабные работы выполняют только взрослые. Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о событиях и делах, наблюдения, посредством своего практического участия. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении, на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности – это поддержание условий, необходимых для обитателей уголка природы.
4. Как правильно содержать животных в детском саду? Какое значение имеют растения в дошкольном учреждении? В чем заключается экологический подход в их содержании и выращивании?
Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания : отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.
Грамотно расставленные растения хорошо сказываются на эмоциях и здоровье детей, снимают усталость, вызывают радость.
К тому же многолетники создают свежесть, смягчают сухой воздух в помещении. Это особенно важно в отопительный период.
При помощи растений вполне возможно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе.
Для помещений детского сада большое значение имеют растения, выделяющие фитонциды - легкие, натуральные вещества, которые обладают бактерицидными свойствами.
Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидактическим материалом, а следовательно, и одним из обязательных объектов уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и вполне доступен детям дошкольного возраста.
5. Каким образом организуется совместная деятельность воспитателя и детей в уголке природы? Чем отличается совместная деятельность взрослого с детьми в разных возрастных группах?
Совместная организационно - хозяйственном, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами:
1. слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
2. наблюдая за деятельностью взрослых;
3. практически участвуя в ней.
Совместная деятельность может осуществляться в любом экологическом пространстве в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.
В младшем детском возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдательными, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями,/ спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действии воспитателя и охотно принимают в них участие.
Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной.
В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах».
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно -нарастает, становиться возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом не важно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю, Я ваш помощник, помощь сделать все, что пока у нас не получается: напомню, подскажу, покажу».
Остановимся подробнее на методике проведении дежурства в уголке природы с детьми старшей группы.
1-й этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление:
а) их самочувствии и состояния;
б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка)
2- й этап - практическое выполнение всех операцией по созданию нужных условий. Воспитатель говорит примерно следующее: «Саша и Маша распределите между собой, кто и что будет делать для птицы и начинаете уборку.
3- й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их
поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).
Предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить.
Второй момент методики традиционен - это реальные трудовые операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность их выполнение проходят с
максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются и
максимальным удобством для ребенка их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и не тяжело.
Третий момент методики - позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий.
Таким же образом осуществляется организация совместной трудовой;
деятельности детей и взрослых в других, «экологических пространствах».
Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или чего? мешает, а затем поливают их, проплывают и т. д.
Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным.
1) если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
2) если укрепляется понимание того, чего это условия создается трудом людей.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического сознание, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
6. Почему совместная деятельность в зоне природы ДОУ является методом экологического воспитания? Каким образом через совместную деятельность у детей воспитывается правильное отношение к природе?
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.