Елена Гончарова
Создание единого информационного пространства ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Создание единого информационного пространства в ДОУ»
Наше время характерно стремительным развитием информационных технологий, существенно изменяющих практику повседневной жизни. «Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды» (из информационного письма Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»).
Публикация «Создание единого информационного пространства ДОУ» размещена в разделах
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Процесс информатизации в ДОУ так же обусловлен требованием ФГОС ДО «создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: … 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности» (ФГОС ДО приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155, п 3.1.) Так же «Организация должна создавать возможности : 1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; 3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы» (ФГОС ДО приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155, п 3.2.8.)
Для решения поставленных задач требуется создать эффективную систему информационного обеспечения в ДОУ. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия детского сада, родителей и общественности.
Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени наблюдать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, группе, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями и общественностью:
рост объема информации, расширение информационных потоков;
оперативное получение информации (минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации);
возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы (обеспечение открытости);
обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
оптимальное сочетание индивидуальной работы и групповой;
обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
создание электронных газет, журналов.
В связи с этим и возникла необходимость разработки проекта “Создание единого информационного пространства в ДОУ” Главная цель внедрения информационных технологий в образовательную среду детского сада – создание единого информационного пространства образовательного учреждения и системы, в которой на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса. Данные проведенного анализа позволяют выделить ресурсы, которые могут стать фундаментом проекта: достаточный уровень профессионализма и творческий потенциал педагогов, наличие нормативно- правовой базы, наличие научно- методической базы.
Актуальность данного проекта обусловлена современными требованиями общества в связи с техническим прогрессом. А так же требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цель
Создание единого информационного пространства ДОУ как условия успешного развития образовательной среды.
Задачи
1. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения;
3. Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия
4. Повысить уровень компетентности педагогов по использованию ИКТ;
5. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
6. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка;
7. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
8. Популяризировать деятельность ДОУ среди населения города, области, страны;
9. Распространение опыта педагогов по проектированию образовательного процесса на основе использования возможностей ИКТ;
Гипотеза
Создание единого информационного пространства ДОУ обеспечит открытость и развитие компетенций всех участников образовательного процесса
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое:
разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов, заключение договоров с партнерами.
Научно-методические:
функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;
разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
Кадровые:
создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
привлечение необходимых специалистов извне;
создание творческих групп.
Информационные :
формирование банка данных по реализации проекта;
мониторинговые мероприятия;
организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.
Материально-технические:
приобретение технических и дидактических средств обучения;
оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками, интерактивными досками, видеокамерами, телевизорами.
Финансовые:
смета расходов ДОУ;
благотворительная помощь;
предпринимательская деятельность ДОУ.
Поэтапный план реализации проекта
1 этап – организационный
1. разработка нормативно- правовой базы;
2. изучение и анализ опыта работы в данном направлении;
3. анкетирование педагогов и родителей
4. создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
5. разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно- образовательный процессе ДОУ.
2 этап – основной (внедренческий)
1. подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
2. апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
3. создание информационно – коммуникативной службы в ДОУ
4. выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
5. обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
6. совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
7. обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
3 этап – обобщающий (результативный)
1. анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
2. обобщение опыта работы педагогов;
3. трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
4. разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.
Ожидаемые результаты
1. Создание образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО
2. Создание социальной ситуации развития детей в соответствии с ФГОС ДО
3. Создание возможности для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования в информационной среде
4. Развитие компетенций педагогов и родителей, необходимых для создания условий развития детей
5. Оснащение интерактивного мультимедийного многофункционального кабинета
6. Обеспечение открытости образовательного учреждения
Система мониторинга
Виды мониторинга по отслеживанию результатов.
1. Анкетирование участников проекта;
2. Социологический опрос общественности, социальных партнеров;
3. Анализ развития предметно-пространственной среды ДОУ;
4. Анализ результативности проектной инновационной деятельности педагогов по использовании ИКТ в воспитательно образовательном процессе;
Критерии оценки ожидаемых результатов
Одним из критериев является «позитивное отношение к детскому саду родителей, выпускников ДОУ и местного сообщества»
В связи с тем, что примеры высокой оценки родителями и местным сообществом качества работы образовательного учреждения наблюдаются нечасто, примеры их положительного отношения к детскому саду оцениваются экспертами как один из самых главных и, по существу, подлинных критериев высокого качества работы ДОУ и выполнения ей своей образовательной миссии.
Одним из показателей отношения к детскому саду может являться количество жалоб на педагогов и руководителей ДОУ и, наоборот, благодарностей и обращений за помощью к администрации, воспитателям, регулярность посещения родителями сайта ДОУ, мероприятий, проводимых учреждением для родителей и детей.
Критерий «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе». В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в образовательном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки воспитанников, более эффективного использования учебного времени.
О реальном уровне использование информационных технологий в воспитательно - образовательном процессе можно также судить по оснащенности компьютерной техникой, готовности педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий (доля педагогов, владеющих навыками работы на персональном компьютере). Использование и наличие системы обучения и методической поддержки пользователей позволяет организовать целенаправленную работу по подготовке педагогического коллектива к использованию современных образовательных и информационных технологий.
Перспективный план реализации проекта
1 этап - организационный
1 Изучение опыта работы дошкольных учреждений по использованию ИКТ
2 Курсы повышения квалификации ГАОУ ДПО СО «ИРО»
1. «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов»
2. «Сайтостроение»
3. «Образовательная робототехника»
4. «Современные сервисы сети Интернет в педагогической практике»
5. «Использование конструкторов и мультимедийных технологий для организации творческой деятельности дошкольников»
3 Разработка проекта «Создание единого информационного пространства ДОУ»
4 Создание творческой группы по реализации проекта
5 Анкетирование педагогов и родителей «Уровень информационно – коммуникативной компетенции»
6 Разработка подпроекта «Мультстудия в ДОУ»
7 Презентация проекта с целью включения участников в проектную деятельность.
8 Подготовка и проведение семинара «Использование мультимедиа в ДОУ»
2 этап - внедренческий
9 Проведение родительского собрания «Создание единого информационного пространства ДОУ»
10 Создание информационно-коммуникативной службы
11 Проведение мастер – классов по освоению ПК и электронной почты для воспитателей и родителей (по результатам анкетирования)
12 Оснащение группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи интерактивной доской
13 Оснащение музыкального зала мультимедийным оборудованием
14 Оснащение физкультурного зала видеокамерой
15 Оснащение холла телеэкраном для трансляции мероприятий и достижений ДОУ
16 Приобретение компьютерных программ для занятий с детьми
17 Разработка игр и упражнений для интерактивной доски
18 Создание мультимедийного кабинета и медиотеки + Робототехника
19 Разработка нового сайта ДОУ
20 Создание газеты, в т. ч. электронной версии
21 Осуществление электронной консалтинговой деятельности
3 этап - обобщающий
22 Анкетирование родителей и педагогов
23 Анализ качества образования дошкольников
24 Проведение мастер – классов для педагогов города и Горнозаводского округа
25 Аналитический отчет в СМИ по результатам проекта
26 Проектирование перспективного плана работы в данном направлении
27 Разработка методических материалов по использованию мультимедиа в образовании дошкольников.