Жанна Шайдарова
Создание благоприятного психологического климата в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов
Одним из важнейших направлений в моей работе является создание для детей комфортного психологического климата в группе.
Для меня очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада.
Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и радостным.
Публикация «Создание благоприятного психологического климата в группе раннего возраста» размещена в разделах
Понимая это, я нацеливаю все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта своих воспитанников.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду.
В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс.
Основные черты педагогического процесса: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».
Особое внимание я обращаю на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми:
строю отношения на основе сотрудничества и уважения;
стараюсь увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние;
откликаюсь на переживания;
становлюсь на позицию ребёнка;
налаживаю доверие к себе;
формирую у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Отношениями между воспитателем и детьми, в основном, и определяется атмосфера в группе «Цыплята».
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата.
Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Уверена, решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения, внешнего вида и, в частности, его речи, интонации голоса, а также любовное отношение к детям.
У детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых, дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями.
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду я придерживаюсь ряда рекомендаций, причем общепринятых, которые можно найти очень легко в Интернете. Просто есть разница: теория и практика!
Совершенно две разные стороны медали. Согласны?
А я делаю это так:
Принимаю каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помню: плохих детей нет.
Являюсь затейником и участником детских игр и забав.
В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентируюсь на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
Помню: ребёнок мне ничего не должен. Это я должна ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если мои намерения благонравны.
Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в моей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.
Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
При написании текста использовала литературу и фотографии из личного архива.