Галина Ивкина
Создание благоприятного психологического климата в логопедической группе
Основным направлением концепции дошкольного образования является личностно-ориентированная модель образования. Ее истоки связаны с идеей всеобщности диалога, как основы человеческого сознания.
Нормальное общение детей между собой и со взрослыми является движущей силой в развитии личности дошкольников, а в особенности детей с общим недоразвитием речи. Без этого невозможно разрешить глобальную проблему – сохранность и развитие психического и физического здоровья детей.
Публикация «Создание благоприятного психологического климата в логопедической группе» размещена в разделах
Вот поэтому первоначальная задача учителя-логопеда и воспитателей в работе с детьми заключается в создании особого микроклимата в совместной деятельности детей.
Создать условия для общения – это означает для педагога уход от лидерства, предоставление возможности ребенку реализовать свой опыт, утвердиться в своих силах среди сверстников.
Организация общения на начальном этапе с детьми в логопедической группе имеет свои особенности, которые обусловливаются не только речевыми, но и физическими, и психическими отклонениями.
Так, у детей с низким уровнем познавательного развития наблюдается снижение интереса к окружающей действительности, уровень развития внимания и восприятия – ниже возрастных возможностей.
У детей, страдающих дизартрией, в ряде случаев выражено отставание в физическом развитии, в частности, сниженный уровень двигательной активности. Все это, безусловно, осложняет, но не является преградой для полноценного развития личности ребенка.
Современным детям довольно трудно научиться во время разговора слушать и слышать друг друга. Вот почему необходимо создать условия для общения детей сначала в паре, затем в тройках. При этом необходимо предоставить детям право выбора: с кем говорить, кого слушать, с кем быть, а с кем не быть.
Даже самая традиционная игра «Найди, что здесь лишнее» проходит интереснее, на большом эмоциональном подъеме, если выбор предметных картинок предложить детям, составившим пары по собственному желанию. Каждая пара обсуждает, что изображено на картинках, а затем определяет, которая из них лишняя.
По окончании выбора ребята договариваются, кто из них будет рассказывать. На первых порах они рассказывают вместе. При таком подходе каждый ребенок чувствует себя спокойно, ведь он не одинок – он играл с избранным другом. В паре дети учатся понимать и воспринимать друг друга такими, каковы они есть.
Важно заметить, что дети слушают и понимают друзей при любой патологии речи. А для учителя-логопеда речевая активность детей является движущей силой в преодолении дефекта. Навыки общения в паре дети закрепляют на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием.
Эти занятия помогают детям объединиться без особых сложностей в тройки, в малые группы. Все это способствует сближению детей, нормализует их общение, которое совершенствуется в совместной деятельности, в разговорах и играх.
Замечено, что детям неинтересно пересказывать произведение, даже короткое, которое только что все услышали. Неинтересно описывать картинку или игрушку, которую все видят. Неинтересно высказываться распространенно о предмете, который можно охарактеризовать одним словом или даже жестом.
Неинтересно потому, что нарушена мотивация деятельности, которая подменена требованием учебной дисциплины. В этой ситуации педагогическая логика вступает в конфликт с логикой общения.
Эта проблема возникает в результате разобщенности детей, так как при этом отсутствует обращенность детей друг к другу, ко всем детям.
И здесь особое значение приобретает невербальное общение. Именно здесь дети с ОНР могут выразить себя в совместной продуктивной деятельности, которая не требует сложных речевых навыков. Дети постепенно приобретают навык мимического выражения. У них интенсивнее идет развитие воображения, восприятия, устойчивее становится внимание, обусловленное возникновением интереса к
происходящему. К примеру, я показываю картинку с изображением нескольких овощей и предлагаю детям игру «Я художник».
Правила игры: дорисовать те овощи, которых нет на картинке, или, например, те, которые любят дети. Дорисовать без красок и без слов. С какой радостью, с каким удивлением они делают для себя открытие, что это очень интересно и увлекательно! А как они любят «читать» изображение «художников», стараясь подробно рассказать, что изобразил их друг!
Приобретая в общении навык дружеских отношений, дети становятся более внимательными и заботливыми друг к другу. И тем детям, которые затрудняются в решении своих проблем, друзья обязательно подскажут, помогут. И у них появляется сначала желание научиться, а потом интерес к происходящему.
Ребенку недостаточно общения с двумя-тремя сверстниками. Общение в малых группах сокращает дистанцию между детьми, они находят подходы друг к другу, укрепляют в себе терпимость и чувствуют ее пользу для дела.
На практике я убедилась, что влияние малой группы способствует исчезновению у детей эгоизма, раздражительности, агрессивности. Мне стало очевидно, что ребенку с речевой патологией легче высказать свое мнение сначала внутри небольшой группы сверстников.
Я убедилась в том, что высоких результатов в коррекционной работе можно достичь лишь в том случае, если в детском коллективе создан особый микроклимат доброжелательности, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.
В коррекционных играх, направленных на объединение детей, зарождаются дружеские отношения, которые способствуют повышению речевой активности детей, невзирая на их речевую патологию.
Итак, создание благоприятного психологического климата в логопедической группе – важнейшее условие эффективности коррекционно-развивающего обучения.