Елена Евстафьева
Современный ребёнок и природа
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – прекрасная пора, пора первых эмоций, первых шагов, первых слов, время первых открытий, первых успехов и разочарований, «начало жизни». Все наши органы чувств с первых месяцев жизни настроены на познание, исследование, изучение, ощущение нашего прекрасного, многогранного и таинственного окружающего мира. Он открыт нам, такой загадочный и манящий. Позитивный настрой участников образовательного процесса, правильно подобранные методы и приёмы обучения и воспитания, интересная тема, казалось бы, всё просто. Но нет! В наш век компьютерных технологий становится всё сложней и сложнее «подобрать ключ» : заинтересовать, найти подходящий метод, сохранять доброжелательную обстановку.
Публикация «Современный ребёнок и природа» размещена в разделах
Сказать о том, что кругозор детей год от года сужается, это ничего не сказать. С дикими и домашними животными ещё пол беды, а вот с птицами, разнообразием флоры, насекомыми совсем беда. Проводя беседу с детьми средней группы о птицах, было понятно, что число птиц, известных детям (как зимующих, так и перелётных) невелико, дети не могли толком описать их, рассказать о повадках, звуках, которые они издают. «Диана, как же так? Ты не знаешь воробья?» - удивилась я. И тут я поняла. Технический прогресс – не только добро, но и к большому сожалению коварное зло. Большинство семей имеют машины. Ведь это замечательно! Но в то же время родители стали редко совершать длительные пешие прогулки, доезжая на машине из пункта «А» в пункт «Б». Пешие прогулки не в моде. А жаль! Ведь из салона быстро передвигающегося авто, трудно услышать пение птиц, почувствовать запах цветов, или свежескошенной травы, рассмотреть сойку, которая прячет шишки в коре деревьев, майского жука, упавшего на спинку и т. д. А ведь это всё происходит в городской черте. Природа рядом с нами. Почему же мы так далеки от неё?
Вы не задумывались, почему дети прекрасно знают расцветку любимых мультяшных героев, помнят их заморские имена, ведают о их привычках и предпочтениях и не могут описать окрас обычной сороки, ласточки, синицы и т. д. Да потому что общаются ребята с виртуальными, так сказать друзьями, чаще, чем с живыми, вот и знают их лучше. Это всё происходит не из-за того, что наши дети глупые, отстают в развитии и т. д., просто «вектор познания» задан неправильный и самое интересное «вектор» этот задаём не мы, а за нас это делает кто-то (здесь можете продолжить мысль сами, начиная с психологических, заканчивая политическими причинно-следственными связями).
Телевизор, планшет, смартфон совсем недавно вошли в нашу жизнь, и мы полюбили их сразу и навсегда, не задумываясь, с первого взгляда. Ведь это так удобно, быстро, красиво, весело! Ещё одна наболевшая тема. Тут взрослому человеку тяжело отказать себе в удовольствии посмотреть «передачку» другую, что говорить уж о детях. Сами у себя крадём время, бездумно тратим его. Парадокс: вот он вам технический прогресс, вроде как машины и приборы создаются, чтобы сэкономить наше время, а получается наоборот. Одни приборы экономят, другие расходуют «драгоценные минуты». Ещё один балл не в пользу окружающей нас природы и человечества в целом.
Таким образом, мы решили, что нужно расширять и обогащать знания о природе. Детям требуются дополнительные взаимодействия со взрослыми, как с педагогами, так и с родителями, по углубленному изучению некоторых тем по «Познавательной деятельности». Начали с птиц. Поставили следующие задачи:
1. Закрепить знания детей о птицах, о роли человека в жизни птиц.
2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
4. Привлечь родителей к участию в мини проекте, путём совместной деятельности
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована система знаний о птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни птиц;
- у детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.
Мини проект включил в себя следующие виды деятельности:
- Беседа «Что ты знаешь о птицах?»;
- Рассматривание птиц на иллюстрациях в книгах и журналах;
- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»;
- Дидактическая задача: Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);
- Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова;
- Отгадывание загадок про птиц;
-Уточнить и расширить представления о птицах, их строении; формировать понятие «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы». Активизировать словарь по теме, учить составлять описательный рассказ. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные;
- запоминать, прослушанные птичьи голоса;
- учить передавать внешний вид снегирей (художественное творчество);
- дидактическая игра: «Четвёртый лишний»;
- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки);
Для родителей, в свою очередь, были поставлены следующие задачи:
-оформление наглядной информации по теме;
- оформление уголка книги (подбор книг о птицах);
- заучивание стихотворений Н. Рубцов «Воробей», «Синица», «Ворона»;
- изготовление пазлов «Птицы»;
- оформление плаката «Зимующие птицы»;
- ручной труд: изготовление шапочек – масок для викторины (синицы, снегири);
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах;
- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
В ходе деятельности у детей расширились знания о птицах, о роли человека в их жизни. Повысилась любознательность, наблюдательность, желание помогать птицам в трудное для них время. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в мини проекте.
Наш любимый детский сад – вот соломинка, за которую нужно держаться. «Запрещённая территория» для планшетов и смартфонов. Здесь использование или ограничение технических и электронных «удобств» строго по Санпину. Соблюдается режим дня; как это модно сейчас говорить, экологически чистое правильное питание, прогулки на свежем воздухе, общение с природой и т. д.
Давайте же уважать, любить, беречь наш детский сад!