Татьяна Буянкина
Современный подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является экологическое воспитание. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Публикация «Современный подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.
Педагогические задачи экологического образования касаются : обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Система работы с детьми включает:
- создание эколого - развивающей среды (уголки природы, уголки экспериментирования, зимний сад, экологическая комната, экологическая тропа);
-экологическое образование дошкольников;
- совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты, акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
- работа с социумом.
Для детей первых семи лет характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышления. В этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий, методов и приёмов работы. Как показывает опыт, ни лозунги, ни самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Для детей дошкольного возраста актуально эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная деятельность.
Эффективными формами экологического образования являются «уроки доброты», экологические тропы, экологические акции, игры – тренинги, моделирование, «Прогулки с увеличительными стёклами».
«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, сопричастности, сопереживания. Тематика «уроков» может быть разнообразной : «Кто может считаться заботливым», «Как можно заботится о комнатных растениях», «Что такое бережливость?», «Что такое красота?», «Чем красив цветок?», и др.
Экологическая тропа является одним из эффективных способов систематизации материала. Они позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться её нетронутыми красотами. Экскурсионными объектами являются растения растущие на прилегающей территории ДОУ, парки, скверы.
Экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.
Игры – тренинги направлены на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребёнка.
Моделирование направлено на обобщение представлений детей о животных, строении растений и сезонных изменениях в природе, установление причинно – следственных связей и зависимостей, существующих в природе.
«Прогулка с увеличительными стёклами» позволяет детям детально изучить объект, которые трудно обнаружить невооружённым глазом. Предварительно необходимо научить детей пользоваться увеличительным стеклом (лупой) и лишь затем отправляться на улицу или в зимний сад для изучения деталей, которые трудно обнаружить невооружённым глазом.
В настоящее время заметно возрастает роль семьи в экологическом развитии детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка.
Наиболее эффективными методами являются игровое взаимодействие родителей и детей, обращение к опыту родителей, обсуждение различных точек зрения на вопрос, ролевое проигрывание ситуаций. Хорошо зарекомендовали себя природоохранные акции выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», участие родителей в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотеки.
Актуализация экологического образования и воспитания дошкольников является важнейшей государственной задачей, которая служит не только укреплению национальной безопасности страны, но и обеспечивает решение долгосрочных общественных и государственных проблем. Чтобы ответственное отношение к окружающей среде превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.