Лучший педагог года

Современный подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста

Татьяна Буянкина
Современный подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является экологическое воспитание. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Публикация «Современный подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогические задачи экологического образования касаются : обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Система работы с детьми включает:

- создание эколого - развивающей среды (уголки природы, уголки экспериментирования, зимний сад, экологическая комната, экологическая тропа);

-экологическое образование дошкольников;

- совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты, акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

- работа с социумом.

Для детей первых семи лет характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышления. В этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий, методов и приёмов работы. Как показывает опыт, ни лозунги, ни самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Для детей дошкольного возраста актуально эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная деятельность.

Эффективными формами экологического образования являются «уроки доброты», экологические тропы, экологические акции, игры – тренинги, моделирование, «Прогулки с увеличительными стёклами».

«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, сопричастности, сопереживания. Тематика «уроков» может быть разнообразной : «Кто может считаться заботливым», «Как можно заботится о комнатных растениях», «Что такое бережливость?», «Что такое красота?», «Чем красив цветок?», и др.

Экологическая тропа является одним из эффективных способов систематизации материала. Они позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться её нетронутыми красотами. Экскурсионными объектами являются растения растущие на прилегающей территории ДОУ, парки, скверы.

Экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.

Игры – тренинги направлены на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребёнка.

Моделирование направлено на обобщение представлений детей о животных, строении растений и сезонных изменениях в природе, установление причинно – следственных связей и зависимостей, существующих в природе.

«Прогулка с увеличительными стёклами» позволяет детям детально изучить объект, которые трудно обнаружить невооружённым глазом. Предварительно необходимо научить детей пользоваться увеличительным стеклом (лупой) и лишь затем отправляться на улицу или в зимний сад для изучения деталей, которые трудно обнаружить невооружённым глазом.

В настоящее время заметно возрастает роль семьи в экологическом развитии детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка.

Наиболее эффективными методами являются игровое взаимодействие родителей и детей, обращение к опыту родителей, обсуждение различных точек зрения на вопрос, ролевое проигрывание ситуаций. Хорошо зарекомендовали себя природоохранные акции выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», участие родителей в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотеки.

Актуализация экологического образования и воспитания дошкольников является важнейшей государственной задачей, которая служит не только укреплению национальной безопасности страны, но и обеспечивает решение долгосрочных общественных и государственных проблем. Чтобы ответственное отношение к окружающей среде превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Современный подход к организации творческой игры (старшая группа) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Картотека игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаКартотека игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, поэтому в рамках реализации Проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Выступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольниковВыступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольников Подводя итоги 2017 года как года экологии, 14.12.2017 года Центр дошкольного образования г. Пензы проводил фестиваль по экологическому образованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2020 в 11:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современный подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Буянкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД