Татьяна Хонякина
Консультация «Как организовать пространство в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад
Как организовать пространство в группе?
Голос ребёнка.
Какой классный автобус! Как же его достать?
А почему ноги всё время упираются куда- то и некуда их деть под столом?
Я решил рассмотреть свою любимую энциклопедию машин, а тут коляска наехала и помешала. Сейчас стукну её! Где же посидеть в тишине.
Детям доступно несколько центров активности в течение 1 часа в день, но не все они удобно обустроены, не всегда отделены друг от друга, что не позволяет детям играть, не мешая друг другу. Широко известная фраза о том, что «среда – это третий педагог», означает, что сама организация пространства уже задаёт правила действия и общения.
Темочки:
Если большую часть помещения занимают, столы дети вынуждены играть на одном ковре, неизбежны конфликты из за игрового пространства.
Если столы стоят таким образом, что дети сидят в затылок друг другу, они не учатся сотрудничеству и работе в команде во время занятий.
Если в группе нет уютного места и у ребёнка практически нет возможности расслабиться, посидеть с книжкой на мягком диванчике, где можно уединиться и побыть одному всё это означает, что в группе нет условий для эмоционального комфорта детей.
Для того чтобы пространство группы отвечало ключевым задачам дошкольного образования, сформулированным в ФГОС ДО оно должно соответствовать следующим требованиям.
1. Пространство группы должно быть достаточно дифференцированным: надо предусмотреть места для разных видов деятельности – важно каждому ребёнку дать возможность реализовать свою потребность, поддержать его интерес.
2. Важно позаботиться о комфортных условиях для детей, выделив для этого уютное место. Для ощущения уюта не достаточно ковра для игры на полу. Диванчик с подушками или мягкими игрушкам не останется не замеченным детьми.
3. Разные центры активности предполагают и разные правила поведения.
4. Игровые зоны должны располагаться, чтобы дети, занимающиеся разными делами могли не мешать друг другу.
5. Игровые зоны должны быть оборудованными насыщенными материалами.
6. Пространство группы должно быть легко трансформируемым, что способствует развитию игры, инициативы, воображения.
Кейс №1
Детям трудно выбрать понравившийся центр и начать игру если:
• центры не отделены друг от друга;
• пересекаются тихие и шумные зоны;
• нет места для разворачивания игры;
• трудно доставать материалы;
• материалы содержатся в беспорядке.
Кейс №2
Детям легко организовывать собственную игру, если центры активности насыщены и удобно обустроены.
Кейс №3
Дети, как и взрослые нуждаются в личном пространстве, чтобы ребёнку было комфортно в этом пространстве.
Трудности, с которыми может столкнуться воспитатель.
Сложно вводить правила в группе (например, правило о том, чтобы использовать уютный уголок по очереди).
Мягкие игрушки требуют постоянного ухода.
Сложно разместить и удобно обустроить несколько центров активности и разделить на тихие и шумные зоны.
Сложно систематически обновлять материалы в центрах.
Трудно в одном групповом помещении расположить центры активности так, чтобы дети не мешали друг другу.
Непросто сделать место для уединения вдали от зоны активности и так, чтобы оно просматривалось воспитателем.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть :
содержательно- насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной.
Пространство группы должно способствовать развитию самостоятельности и инициативности, познавательному развитию, развитию умения общаться в больших и малых группах.