Ольга Брикова
Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ
Общеизвестно, что в системе ценностей любого общества здоровье человека занимает важное место. Проблема здоровья возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры и развитию основных сфер жизнедеятельности человека.
Публикация «Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ» размещена в разделах
Проблемы сохранения и укрепления детского здоровья и пути их решения нашли свое отражение во многих законодательных и нормативно-правовых актах. Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012 г., дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия[3]. Так же выделено пять самостоятельных образовательных областей, одной из которых является «Физическое развитие», которая включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Физическая культура представляет собой наиболее значимый фактор формирования здорового образа жизни у человека. Данная отрасль готовит подрастающее поколение к жизненной практике.
Доказано, что на физическое состояние и на двигательные способности человека эффективное влияние происходит именно в дошкольном возрасте, так как в этот период интенсивно формируется опорно–двигательный аппарат.
Создание традиций ЗОЖ – это то, что должно лежать в основе здоровьесберегающего педагогического процесса в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Начиная с дошкольного возраста детям необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая будет наполнена символикой, знаниями, обычаями, характерными для здорового образа жизни. Это будет развивать потребность к ЗОЖ, к бережному отношению своего здоровья и к приобретению нужных для этого умений и навыков.
Для формирования здорового образа у детей дошкольного возраста необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах дошкольной образовательной организации проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу [1, с. 57].
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в перерыве между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие умения управлять своим телом.
В ДОО постоянно осуществляется медицинский осмотр детей, проводятся профилактические мероприятия для укрепления здоровья [5, с. 21].
Для формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста используются следующее:
утренняя гимнастика;
бодрящая гимнастика после сна;
подвижные игры;
физкультурные досуги, праздники;
подвижные игры на прогулке.
Довольно часто дети не проявляют интерес к физическим занятиям. По мнению Г. К. Зайцева обусловлено это тем, что эти занятия не вызывают у детей положительных эмоций, так как носят со стороны взрослых зачастую назидательный характер, а также сами взрослые не подают примера младшему поколению. Безусловно, для выполнения физических упражнений, требуется прилагать немалые волевые усилия, что является затруднительным для дошкольника, у которого еще эмоционально-волевая сфера не до конца сформировалась. Поэтому работу с детьми, направленную на укрепления здоровья нужно сделать привычной, легкой и приятной[2, с. 109].
Исходя из вышеизложенного приведем современные требования к формированию у детей привычки к здоровому образу жизни :
Занятия оздоровительного характера должны :
- быть систематическими и комплексными;
- вызывать у детей положительные эмоции;
-содержать элементы дидактической игры и двигательных упражнений;
- отражаться во всех режимных моментах дошкольного учреждения (различные физминутки, мероприятия большого масштаба, эстафеты, конкурсы, подвижные игры и т. д.).
Купить здоровье нельзя, но приложив усилия, его можно заработать. Для сохранения здоровья ребенка, в первую очередь нужны усилия взрослых (родителей, воспитателей, врачей и т. д.). Определенный стиль жизни формируется с ранних лет. Знания, полученные в детстве станут фундаментом для создания мотивации к сохранению бережного отношения к собственному здоровью.
И очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОО.
Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования, зимних построек на участке детского сада. Выпуски семейных газет «Путь к здоровью». Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОО и медицинских работников.
Совместные походы и туристические прогулки на природу. Индивидуальные педагогические беседы и консультации по вопросам здоровья. Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
Практика показывает, что мероприятия по формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста в ДОО в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, хождение босиком, сон при открытом окне, активное занятие физкультурой на прогулке — всё это моменты закаливания, которые постоянно используются в работе по формированию ценностей ЗОЖ детей дошкольного возраста [4, с. 96].
Педагогам ДОУ следует помнить, что формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста включает в себя учет не только физического, но и психического здоровья детей. Поэтому важно знать педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников, в числе которых следующие: поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям; социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения; положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию; равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность; доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.
Список использованной литературы
1. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Аркти, 2013.
2. Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин. М. : ВЛАДОС, 2003. 288 с
3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
4. Филиппов В. Н. Человек в концепции современного научного познания : Учебное пособие по антропологии. / В. Н. Филиппов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2012. 380 с.
5. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. / В. А. Ясвин. М., 2015.