Приложение МААМ

Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ

Ольга Брикова
Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ

Общеизвестно, что в системе ценностей любого общества здоровье человека занимает важное место. Проблема здоровья возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры и развитию основных сфер жизнедеятельности человека.

Публикация «Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ» размещена в разделах

Проблемы сохранения и укрепления детского здоровья и пути их решения нашли свое отражение во многих законодательных и нормативно-правовых актах. Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012 г., дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия[3]. Так же выделено пять самостоятельных образовательных областей, одной из которых является «Физическое развитие», которая включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Физическая культура представляет собой наиболее значимый фактор формирования здорового образа жизни у человека. Данная отрасль готовит подрастающее поколение к жизненной практике.

Доказано, что на физическое состояние и на двигательные способности человека эффективное влияние происходит именно в дошкольном возрасте, так как в этот период интенсивно формируется опорно–двигательный аппарат.

Создание традиций ЗОЖ – это то, что должно лежать в основе здоровьесберегающего педагогического процесса в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Начиная с дошкольного возраста детям необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая будет наполнена символикой, знаниями, обычаями, характерными для здорового образа жизни. Это будет развивать потребность к ЗОЖ, к бережному отношению своего здоровья и к приобретению нужных для этого умений и навыков.

Для формирования здорового образа у детей дошкольного возраста необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах дошкольной образовательной организации проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу [1, с. 57].

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в перерыве между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие умения управлять своим телом.

В ДОО постоянно осуществляется медицинский осмотр детей, проводятся профилактические мероприятия для укрепления здоровья [5, с. 21].

Для формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста используются следующее:

утренняя гимнастика;

бодрящая гимнастика после сна;

подвижные игры;

физкультурные досуги, праздники;

подвижные игры на прогулке.

Довольно часто дети не проявляют интерес к физическим занятиям. По мнению Г. К. Зайцева обусловлено это тем, что эти занятия не вызывают у детей положительных эмоций, так как носят со стороны взрослых зачастую назидательный характер, а также сами взрослые не подают примера младшему поколению. Безусловно, для выполнения физических упражнений, требуется прилагать немалые волевые усилия, что является затруднительным для дошкольника, у которого еще эмоционально-волевая сфера не до конца сформировалась. Поэтому работу с детьми, направленную на укрепления здоровья нужно сделать привычной, легкой и приятной[2, с. 109].

Исходя из вышеизложенного приведем современные требования к формированию у детей привычки к здоровому образу жизни :

Занятия оздоровительного характера должны :

- быть систематическими и комплексными;

- вызывать у детей положительные эмоции;

-содержать элементы дидактической игры и двигательных упражнений;

- отражаться во всех режимных моментах дошкольного учреждения (различные физминутки, мероприятия большого масштаба, эстафеты, конкурсы, подвижные игры и т. д.).

Купить здоровье нельзя, но приложив усилия, его можно заработать. Для сохранения здоровья ребенка, в первую очередь нужны усилия взрослых (родителей, воспитателей, врачей и т. д.). Определенный стиль жизни формируется с ранних лет. Знания, полученные в детстве станут фундаментом для создания мотивации к сохранению бережного отношения к собственному здоровью.

И очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОО.

Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования, зимних построек на участке детского сада. Выпуски семейных газет «Путь к здоровью». Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОО и медицинских работников.

Совместные походы и туристические прогулки на природу. Индивидуальные педагогические беседы и консультации по вопросам здоровья. Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

Практика показывает, что мероприятия по формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста в ДОО в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, хождение босиком, сон при открытом окне, активное занятие физкультурой на прогулке — всё это моменты закаливания, которые постоянно используются в работе по формированию ценностей ЗОЖ детей дошкольного возраста [4, с. 96].

Педагогам ДОУ следует помнить, что формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста включает в себя учет не только физического, но и психического здоровья детей. Поэтому важно знать педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников, в числе которых следующие: поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям; социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения; положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию; равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность; доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Список использованной литературы

1. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Аркти, 2013.

2. Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин. М. : ВЛАДОС, 2003. 288 с

3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

4. Филиппов В. Н. Человек в концепции современного научного познания : Учебное пособие по антропологии. / В. Н. Филиппов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2012. 380 с.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. / В. А. Ясвин. М., 2015.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизниФотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизни Фото отчет о праздничном мероприятии, посвященного здоровому образу жизни. Шелехина Нина Сергеевна. В городе Орехово – Зуево Московской.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в подготовительной группе детского сада Дидактическая игра «Самое дорогое на свете» Цель: учить детей любить себя и свой организм. Оборудование: коробочка, зеркало. Ход игры Воспитатель:.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в старшей группе детского сада Дидактическая игра «Полезная пища» Игровая задача: правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня» Людмила Липкина Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня!» Цель: показать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 17:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Брикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД