Вера Ивановна Елишева
Современные технологии в физической культуре дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных целей пребывания ребёнка в детском саду – это укрепление его здоровья и сохранение жизни.
В настоящее время существует множество технологий, которые позволяют решать данную цель.
Здоровьесберегающие технологии.
В методической литературе здоровьесберегающие технологии объединены по трё м типам:
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья:
- стретчинг
- ритмопластика
- динамические паузы
- подвижные и спортивные игры
- релаксация
- пальчиковая гимнастика
- гимнастика для глаз
- дыхательная гимнастика
Публикация «Современные технологии в физической культуре дошкольников» размещена в разделах
- корригирующая гимнастика
- гимнастика ортопедическая
Са –фи-данс
Оздоровительно – развивающая программа по танцевально – игровой гимнастике. Направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Преобладает игровой или сюжетно – игровой метод проведения занятий.
Данная технология объединяет следующие технологии :
Игроритмику, танцевально-ритмические движения, игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику, креативную гимнастику, элементы скретчинга, хатха – йоги.
Выполняется в сюжетной игровой форме. Дети могут гримасничать, кричать вволю.
Стретчинг:
Это особый вид фитнеса, направленный на медленную планомерную растяжку связок и мышц рук, спины, ног.
Технология полезна для детей с несформированной осанкой и плоскостопием.
Можно использовать для восстановления дыхания, снятия напряжения с уставших мышц и снизить болевые ощущения после усиленной тренировки.
Пальчиковая гимнастика:
Превращает учебный процесс в увлекательную игру, улучшает память, мышление, развивает фантазию. Проводится с младшего возраста индивидуально или подгруппами, особенно для детей с речевыми проблемами.
Дыхательные упражнения:
Используются в различных формах физкультурно - оздоровительной работы с младшего возраста. Проводится в проветриваемом помещении, кратковременно, т. к. может закружиться голова. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Также они являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
Корригирующая гимнастика:
Это разновидность лечебной гимнастики. Она направлена на устранение нарушения осанки, искривления позвоночника, воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Выполняя движения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, делать их легко, координировано с заданной амплитудой, в определённом направлении, темпе, ритме.
Используется во всех режимных моментах утром и вечером. Продолжительность 2-5 минут.
Подвижные и спортивные игры:
Проводятся, как часть физкультурного занятия, досугов, праздников, во время занятий на воздухе.
Релаксация:
Её включение в занятие зависит от состояния детей. Обычно проводится под звучание классической музыки.
Гимнастика для глаз:
Это образовательная технология деятельностного типа, которая также способствует охране и укреплению здоровья детей.
Проводится ежедневно по 3-5 мин в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Уменьшается напряжённость мышц глаз, век, расслабляется мускулатура лица, шеи, надплечий. Используется наглядность, показ педагога.
Динамические паузы (физминутки) :
Проводятся во время занятий по мере физического и умственного утомления детей. Продолжительность 2-3 мин.
Гимнастика пробуждения:
Проводится 5-10 минут на кровати. Сюда же входит умывание, ходьба по разным поверхностям, бег с разницей температур в помещениях.
2 Технология обучению здоровому образу жизни:
- физкультурные занятия
-креативная гимнастика
- проблемно – игровые занятия:
- игротренинги,
- игротерапия,
- коммуникативные игры,
- занятия из серии «Здоровячок»,
- самомассаж,
- точечный массаж
- игромассаж
- Метод медицинской реабилитации с помощью подключения электронных медицинских приборов: БОС – Здоровье.
Комплекс «Биологически обратная связь» БОС (подключаются электронные приборы, которые выдают информацию о состоянии ребёнка).
В данном методе отрабатываются навыки правильного диафрагмального дыхания, релаксационного дыхания, наблюдается взаимодействие дыхательных и сердечно - сосудистых систем.
Игромассаж:
Создаёт у детей радостное настроение, воспитывает сознательное отношение к своему здоровью, развивает навыки собственного оздоровления.
Креативная гимнастика:
Формирует правильное дыхание, расслабляет мышцы, укрепляет осанку, позволяет развить творческие возможности ребёнка.
Сюда входят: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения.
3. Коррекционная технология :
- арттерапия
- технология музыкального воздействия
- сказкотерапия
- технология воздействия цветом
- технология коррекции поведения
- психогимнастика
- фонемтическая и логопедическая ритмика.
Арттерапия:
Это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанной на применении для терапии искусства и творчества.
Главная цель: гармонизация психического состояния через развитие способности самовыражения и познания. С помощью арттерапии можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, страх, обиду, злость, радость. Рисуночная терапия применяется в работе с детьми со сложностями в обучении и социальной адаптацией.
- библиотерапия
- музыкотерапия
- драмотерапия
- танцетерапия
- куклотерапия
- песочная терапия
- глинотерапия
- медиатерапия (комбинация арттерапии с техниками самопознания и саморазвития).
Кинезатерапия:
Это одно из направлений психиатрии.
Целенаправленная стимуляция активных движений ребёнка. В основном применяется в работе с детьми с особым развитием.
Для дошкольников проводятся игры и упражнения, направленные на сближение детей друг с другом: «Давай, познакомимся», «Лови, лови»,»Кто в домике живёт» и т. д.
Психогимнастика:
Специальные упражнения при использовании невербального общения (движения, мимика,пантомима) предназначена для общего развития ребёнка и разрешения некоторых его психологических проблем. Общение происходит без слов, тем самым корректируется сознание ребёнка. Психогимнастика развивает коммуникативность, умение найти своё место в социуме. Занятия длятся от 30 до 60 минут. В группе должно быть не более 6 детей, проводится 2 раза в неделю.
Фонематическая ритмика:
Формирование и коррекция произносительной речи дошкольников.
Суть метода заключается в том, что движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов, проговаривание фраз и коротких текстов. Данная методика предназначена для детей с недостатками слуха и речи.
Обязательным условием занятий фонетической гимнастики является создание эмоционально – положительного фона, активное использование жестов, мимики, выразительных интонаций.
Логопедическая ритмика (логоритмика) :
Это способы коррекции речи, опирающиеся на сочетание речи, музыкальных движений.
Данные занятия направлены на развитие восприятия, слухового внимания, слуховую память.
Технологии эстетической направленности:
Музыкально – подвижные игры:
Благодаря приёмам имитации, подражания, дети передают образы животных, птиц, неживой природы. Они разыгрывают ролевые ситуации, учатся сравнивать, сопоставлять. Данные игры способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, дисциплинированность, товарищеский командный дух (эстафеты).
Игроритмика:
Красивое выполнение движений под музыку, воспитывается чувство ритма, музыкальный слух.
Игротанец:
Формирует танцевальные движения у детей. Вследствие чего у детей повышается общая культура, дети ощущают эстетическую радость.
Ритмопластика:
Музыкально – ритмический психотренинг. Проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы со среднего возраста.
Развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется осанка.
Технологии эстетической направленности проводятся на занятиях художественно-эстетического цикла: посещение музеев, театра, оформление помещений к праздникам. Здесь важна работа с семьёй.
В современной методической литературе появилось огромное количество новых технологий. Некоторые из них нужно использовать очень осторожно, не заменять ими классическое занятие по физкультуре. Рекомендуется в дошкольном учреждении использовать отдельные элементы технологий. Главным принципом применения современных технологий является девиз : «Не навреди!»