Радченко Анна
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1: заголовок
Слайд 2: Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Слайд3: Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Слайд 4: В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование
• Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности
• Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь
• Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива)
Слайд 5: Условия организации труда дошкольников
Создание мотивации трудовой деятельности
Подбор оборудования для труда
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
Демонстрация заинтересованности педагога
Поощрения в процессе и по результатам труда
Слайд 6: В трудовой деятельности дошкольников присутствуют все компоненты, характерные для деятельности:
•цель- дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цели, удерживать в памяти весь процесс и результат. Ребенок сразу начинает действовать, действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. Дети старшего возраста самостоятельно формулируют цель на материале уже известного труда, удерживают ее на протяжении процесса до получения результата. Особенность данного компонента – участие взрослого.
•мотив - характеризует то, ради чего и почему ребенок трудится. В качестве мотивов могут выступать: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослыми; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Особенность данного компонента – отсутствие стремления получить материальную награду за труд.
•процесс планирования включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата вцелом. Ребенок младшего дошкольного возраста свою деятельность не планирует. Планирование деятельности старшими дошкольниками осуществляется с помощью взрослых. Роль взрослого на разных этапах различна: первоначально планирует сам, далее привлекает детей к совместному планированию. Особенность данного компонента – детей следует учить планированию деятельности.
•трудовые действия -детей младшего дошкольного возраста увлекает именно процесс деятельности. Ребенок выполняет трудовые действия непосредственно под руководством взрослого, при его показе. Старшие дошкольники овладели многими действиями, способны обучаться трудовым действиям по словесному объяснению, но процесс деятельности для них тоже привлекателен. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, потребность делать все красиво, аккуратно, правильно. Участие взрослых делает труд детей более привлекательным. Особенность данного компонента – у детей формируются отдельные трудовые умения, которые они могут выполнять свободно без помощи взрослых.
• оценка деятельности – для ребенка исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.
Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка. Оценка должна быть объективной. Младшие дошкольники затрудняются оценивать свою деятельность. Старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Особенность данного компонента – детей следует учить предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия.
• результат труда – под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Для младших дошкольников важен не материальный результат, а моральный, выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего дошкольного возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, оценка взрослого для него также важна. У детей 5-7 лет уже может появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата труда. Особенность данного компонента – результат видят все дошкольники.
Слайд 7: Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.
1-я младшая группа
1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
2. Подчеркивать значимость результатов их труда.
3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.
4. Приобщать детей к самообслуживанию
2-я младшая группа
1. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Средняя группа
1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
4. Разъяснять детям значимость их труда.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Старшая группа
1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное
время года.
2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников
сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).
4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников,
писателей, композиторов, мастеров на родного декоративно- прикладного искусства. Показать результаты их труда : картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
7. Учить доводить начатое дело до конца.
8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности
Подготовительная группа
1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
4. Формировать потребность трудиться.
5. Воспитывать любовь к труду.
6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.
Слайд 8 -12: Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. (Фотографии)
Слайд 13: Содержание труда реализуется в разных формах организации:
- поручения (отдельным детям, небольшим группам,
- дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы, поочерёдное выполнение детьми обязанностей,
- коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).
В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.
Слайд 14: Средства, методы и приемы трудового воспитания
Образовательная деятельность
Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня
Наблюдения за трудом взрослых
Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
Экскурсии
Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)
Дидактические, настольные, с/р игры
Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
Использование ИКТ
Интеграция образовательных областей
Слайд 15: о без тесного взаимодействия с семьей, родителями трудовое воспитание детей невозможно. Если дома у ребёнка нет никаких обязанностей, если он не привлекается к семейным делам, то устойчивые трудовые навыки сформировать невозможно. Поэтому воспитателям необходимо оказывать родителям практическую помощь в трудовом воспитании детей, обогащать знания родителей в вопросах трудового воспитания, создавать условия для сотрудничества с родителями.
Существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания (перечислены на слайде)
Слайд 16 : Вывод - Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• Сформируется чувство общественного долга;
• Труд станет для детей потребностью.