Кузьмичева Ольга
Современные образовательные технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, принципиально отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как первому звену непрерывного образования : обучение с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и т. д.).
Информатизация общества ставит задачи перед педагогами дошкольных учреждений:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
Публикация «Современные образовательные технологии в ДОУ» размещена в разделах
наставником в выборе компьютерных программ,
формировать основы информационной культуры его личности,
повышать профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без обновления и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Требования к компьютерным программам для дошкольных учреждений:
Исследовательский характер
Удобство для самостоятельной работы детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Соответствие возрасту
Развлекательный.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Разговорные словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
С использованием мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
представление информации на экране компьютера в игровой форме представляет большой интерес для детей;
Он несет в себе образную информацию, понятную дошкольникам;
движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка;
это стимулирует познавательную активность детей;
предоставляет возможность индивидуализировать обучение;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
Это позволяет моделировать жизненные ситуации, которые невозможно увидеть в повседневной жизни.
Ошибки в использовании информационно-коммуникационных технологий :
Недостаточная методическая подготовленность учителя
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на уроке
Незапланированное, случайное использование ИКТ
Перегрузка демонстрационного класса.
ИКТ в работе современного педагога :
1. Подбор иллюстративного материала для занятий и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентации).
2. Подбор дополнительного учебного материала для занятий, ознакомление со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодическими изданиями, лучшими практиками других преподавателей в России и за рубежом.
4. Подготовка групповой документации и отчетов. Компьютер позволит вам не писать отчеты и анализы каждый раз, достаточно один раз ввести схему и в дальнейшем вносить только необходимые изменения.
5. Создание презентаций в рамках научно-исследовательской программы для повышения эффективности воспитательной деятельности с детьми и педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Предпринимаются попытки создать условия для личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющие ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако нынешняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги в полной мере приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, а именно к предоставлению детям возможностей для самореализации в игре, образ жизни перегружен различными видами деятельности, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий выделяются самостоятельные направления:
гуманные и личностно-ориентированные технологии, характеризующиеся своей гуманистической сущностью, психологической и терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Эта технология хорошо внедряется в новых дошкольных учреждениях (например, в детском саду №2, где есть комнаты для психологической разгрузки - мягкая мебель, множество растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Залы музыки и физкультуры, комнаты наблюдения (после болезни, комната экологического развития дошкольников и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать занятие по своему вкусу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, вере в творческие силы, отсутствует принуждение. Как правило, в таких дошкольных учреждениях дети спокойные, уступчивые и неконфликтные.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии основаны на гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной направленностью, приоритетом личных отношений, индивидуальным подходом, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Такой подход используется в новых образовательных программах "Радуга", "От детства к отрочеству", "Детство", "От рождения до школы".
Суть технологического образовательного процесса строится на основе заданных исходных установок: социального заказа (родители, общество, образовательных ориентиров, целей и содержания образования. Эти исходные установки должны определять современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для выполнения индивидуальных и дифференцированных заданий.
Определение темпов развития позволяет педагогу поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода заключается в том, что образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим технологический подход к обучению различает:
постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.