Лучший педагог года

Современные образовательные технологии в детском саду

Надежда Вотановская
Современные образовательные технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Публикация «Современные образовательные технологии в детском саду» размещена в разделах

Основная задача -сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблему; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность -основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображение как направление интеллектуального развития; коммуникативность-способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии -как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).

Кейс-технологии

Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой-сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культуру речевого общения. Дошкольный возраст-сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.

Речевой этикет-правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от обстановки общения. В него включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

Формирование навыков речевого этикета-неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей. Основное направление работы-обогащение речи ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

В дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул, их «развёртывание» и сопровождение доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.

Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспитанию культуры речевого общения становится формирование у дошкольников следующих навыков и умений:

-уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без напоминания;

-соблюдать нормы употребления слов, уметь говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-правильно употреблять слова и этикетные формулы в разных ситуациях общения;

-приобретать опыт этикетного поведения;

-испытывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Работу по формированию у дошкольников норм речевого этикета необходимо организовать как увлекательное дело, требующее творчества. Стремлением учить серьёзному увлекательно объясняется выбор для данной работы технологии кейс-ситуации, с помощью которой дети становятся активными участниками речевой ситуации.

Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.

Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Идеи технологии : -предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

-акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем; отсюда принципиальное отличие данной технологии от традиционных методик: ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы;

-результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе;

-воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. В роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком;

-творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

-соответствовать чётко поставленной цели создания;

-иметь соответствующий уровень трудности;

- быть актуальным;

-иллюстрировать типичные ситуации;

-развивать аналитическое мышление;

-провоцировать дискуссию.

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

-формирование дидактических целей кейса;

-определение проблемной ситуации;

-выбор модели ситуации, проверка её соответствия реальности;

-выбор жанра кейса;

-подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации).

Пакет кейсов

по формированию

норм речевого этикета

у старших дошкольников

Кейс 1. «Знакомство»

Задачи:

-формировать культуру общения;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».

Задачи:

-формировать культуру общения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Кейс 3. «Разговор по телефону»

Задачи:

-закреплять знание правил и норм речевого этикета;

-продолжать формирование культуры общения;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Кейс 4. «Вежливый отказ»

Задачи:

-продолжать формирование культуры общения;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Кейс 5. «Просьба»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

Кейс 6. «Прощение»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

Предложенные кейсы способствуют решению задач психолого-педагогической работы с дошкольниками в соответствии с ФГТ, а именно формирование определё нных интегративных качеств:

-способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;

-соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения;

-овладение средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами. Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала.

Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модудьных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение-альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность. Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям современной государственной образовательной политики, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.

Публикации по теме:

Презентация «Роль речевого развития детей при подготовке к школе» Правильная развитая речь - один из показателей готовности детей к успешному обучению в школе. Речь детей выполняет три функции их связи.

Статья «Психологическое сопровождение педагога в процессе построения индивидуальной траектории саморазвития» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в детском саду
Опубликовано: 29 июля 2014 в 06:50
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные образовательные технологии в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Вотановская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД