Ирина Сигитова
Консультация «Современные дошкольники и особенности их развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольники и особенности их развития
Дошкольное образование как первая ступень образовательной системы призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в поликультурном обществе.
Дошкольное Детство – период становления личности, формирования сознания ребёнка, которое происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами той культуры, в которой ребёнок воспитывается. Детство, по определению Д. И. Фельдштейна, – «это особое целостно представленное социальное явление, имеющее определённое временное протяжение. При этом Детство не просто усваивает нормы, формы организации Мира взрослых, оно само объективно и весьма активно ставит перед ним всё новые и новые задачи, являясь реально действующей составной частью общества».
Публикация «Консультация „Современные дошкольники и особенности их развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основная общеобразовательная программа разработана с учётом особенностей и закономерностей развития современных детей, которые значительно отличаются от своих сверстников прошлого века.
Нами установлено, что современные дети гиперактивны, любознательны, у них повышена потребность к восприятию информации; объём долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; они требовательны и настойчивы, не желают подчиняться требованиям взрослых, проявляют протест, вплоть до агрессии.
Установлено, что современные дети обладают новым типом сознания: системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. В их сознании доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность. Иными словами, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается её выполнять.
Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности. В ходе общения и познания в сознании ребёнка появляются первые представления о мире, и моделируется определенная система отношений к объектам этого мира: так начинает формироваться «детская картина мира», «детская субкультура».
Объективные условия, определяющие социальную ситуацию развития ребёнка, мы рассматриваем в культурно-историческом контексте. При этом, раскрывая тип сознания современного ребёнка, мы учитываем тип культуры и тип общества, в котором происходит его развитие.
Если сознание есть отражение окружающей действительности, которая значительно изменилась за последние годы, то, следовательно, изменилось и сознание современных детей (структурно, содержательно, функционально).
Развитие культуры, общества, человека – это эволюционный процесс. Современные дети – это продукт эволюции Природы и Общества. В процессе эволюции согласно законам развития (Л. С. Выготский) происходят как количественные, так и качественные изменения, в результате чего появляются новообразования. Таким качественным новообразованием выступает новый тип сознания современных детей : системно-смысловой.
Как показали наши наблюдения за поведением детей, система отношений современного ребенка к окружающему миру является определяющей и доминирует в его сознании. Если раньше можно было сказать и показать ребенку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания. У современных детей система отношений доминирует над знаниями и потребностью их приобрести.
Учитывая деятельностный характер порождения смысла, можно заключить, что генетически первой формой осмысления выступает эмоционально-личностная. Новорождённый включается в систему отношений «взрослый-ребёнок» и смысловая сфера развивается на интуитивно-чувственной основе.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлого века: в их сознании доминирует смысловая сфера.
2. Становление и развитие смысловой сферы детерминировано культурно-историческими условиями жизни, смыслом определенных воздействий, фактов, явлений окружающей ребёнка действительности.
3. Основой порождения смыслов и источником зарождения смысловой сферы выступает эмоционально-личностное общение с ребёнком матери (и близких взрослых).
4. В ходе эмоционально-личностного общения ребёнка с матерью происходит осмысление ситуаций, связанных с переживаниями и активностью внутреннего мира, с одной стороны, осмысление коммуникативных номинаций (высказываний, что стимулирует развитие коммуникации (вербальной и невербальной).
5. Современные дети обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века.
Учитывая, что смысловая сфера выступает одновременно интегративной основой личности, структурным элементом сознания и деятельности (Д. А. Леонтьев, её генезис следует рассматривать с позиции комплексного развития личности и сознания в ходе овладения ребёнком разными видами детской деятельности.
Именно ориентация современного ребёнка на смысл и стала ключевым звеном при разработке данной Программы, так как содержание образования должно определяться содержанием потребностей и возможностей детей.