Приложение МААМ

Консультация «Современные дошкольники и особенности их развития»

Ирина Сигитова
Консультация «Современные дошкольники и особенности их развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дошкольники и особенности их развития

Дошкольное образование как первая ступень образовательной системы призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в поликультурном обществе.

Дошкольное Детство – период становления личности, формирования сознания ребёнка, которое происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами той культуры, в которой ребёнок воспитывается. Детство, по определению Д. И. Фельдштейна, – «это особое целостно представленное социальное явление, имеющее определённое временное протяжение. При этом Детство не просто усваивает нормы, формы организации Мира взрослых, оно само объективно и весьма активно ставит перед ним всё новые и новые задачи, являясь реально действующей составной частью общества».

Публикация «Консультация „Современные дошкольники и особенности их развития“» размещена в разделах

Основная общеобразовательная программа разработана с учётом особенностей и закономерностей развития современных детей, которые значительно отличаются от своих сверстников прошлого века.

Нами установлено, что современные дети гиперактивны, любознательны, у них повышена потребность к восприятию информации; объём долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; они требовательны и настойчивы, не желают подчиняться требованиям взрослых, проявляют протест, вплоть до агрессии.

Установлено, что современные дети обладают новым типом сознания: системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. В их сознании доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность. Иными словами, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается её выполнять.

Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности. В ходе общения и познания в сознании ребёнка появляются первые представления о мире, и моделируется определенная система отношений к объектам этого мира: так начинает формироваться «детская картина мира», «детская субкультура».

Объективные условия, определяющие социальную ситуацию развития ребёнка, мы рассматриваем в культурно-историческом контексте. При этом, раскрывая тип сознания современного ребёнка, мы учитываем тип культуры и тип общества, в котором происходит его развитие.

Если сознание есть отражение окружающей действительности, которая значительно изменилась за последние годы, то, следовательно, изменилось и сознание современных детей (структурно, содержательно, функционально).

Развитие культуры, общества, человека – это эволюционный процесс. Современные дети – это продукт эволюции Природы и Общества. В процессе эволюции согласно законам развития (Л. С. Выготский) происходят как количественные, так и качественные изменения, в результате чего появляются новообразования. Таким качественным новообразованием выступает новый тип сознания современных детей : системно-смысловой.

Как показали наши наблюдения за поведением детей, система отношений современного ребенка к окружающему миру является определяющей и доминирует в его сознании. Если раньше можно было сказать и показать ребенку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания. У современных детей система отношений доминирует над знаниями и потребностью их приобрести.

Учитывая деятельностный характер порождения смысла, можно заключить, что генетически первой формой осмысления выступает эмоционально-личностная. Новорождённый включается в систему отношений «взрослый-ребёнок» и смысловая сфера развивается на интуитивно-чувственной основе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлого века: в их сознании доминирует смысловая сфера.

2. Становление и развитие смысловой сферы детерминировано культурно-историческими условиями жизни, смыслом определенных воздействий, фактов, явлений окружающей ребёнка действительности.

3. Основой порождения смыслов и источником зарождения смысловой сферы выступает эмоционально-личностное общение с ребёнком матери (и близких взрослых).

4. В ходе эмоционально-личностного общения ребёнка с матерью происходит осмысление ситуаций, связанных с переживаниями и активностью внутреннего мира, с одной стороны, осмысление коммуникативных номинаций (высказываний, что стимулирует развитие коммуникации (вербальной и невербальной).

5. Современные дети обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века.

Учитывая, что смысловая сфера выступает одновременно интегративной основой личности, структурным элементом сознания и деятельности (Д. А. Леонтьев, её генезис следует рассматривать с позиции комплексного развития личности и сознания в ходе овладения ребёнком разными видами детской деятельности.

Именно ориентация современного ребёнка на смысл и стала ключевым звеном при разработке данной Программы, так как содержание образования должно определяться содержанием потребностей и возможностей детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР» Консультация для педагогов: «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР». Нарушение речи – достаточно распространенное.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 2–3-х лет» Консультация для родителей Особенности развития речи детей Первая младшая группа (от двух до трех лет) Подготовила: Самотохина М. Н., воспитатель.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей раннего дошкольного возраста» Особенности познавательного развития детей раннего возраста Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный.

Консультация для родитетелей «Особенности развития художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушением речи» На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности.

Консультация «Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка» Дар слова -важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовкий писал «Нет ничего такого в окружающей.

Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников. Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников. Воспитатель подготовительной группы МБДОУ ЦРР - д/с «Золотой.

Современные подходы к осуществлению физического развития дошкольников в ДО Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без движения. Шумные праздники, интересные аттракционы, веселые состязания, спортивные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современные дошкольники и особенности их развития»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 09:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Современные дошкольники и особенности их развития»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сигитова (УИ 1041118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД