Верхоробина Татьяна
Современное дошкольное образование: направления, проблемы, пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ.
Воспитатель I категории Верхоробина Т. В
(БДОУ г. Омска «Детский сад № 90 комбинированного вида»)
В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна, практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации диалога между поколениями, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой страны и каждого народа.
Публикация «Современное дошкольное образование: направления, проблемы, пути решения» размещена в разделах
Дошкольное образование в контексте ФГОС прописывается как уровень общего образования, на котором закладываются основы социальной личности в системе образования в целом. ФГОС дошкольного образования устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации данного Стандарта по-прежнему является педагог. Лозунг «Кадры решают всё!» - он сейчас как никогда актуален. Ведь педагогам – практикам предстоит совершить переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному.
Основной целью работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности и эффективное методическое сопровождение в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования.
Нужно менять стратегию и отношение к кадровому ресурсу, оказывать поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, а также научно-методическое просвещение (на специально организованных дискуссионных клубах, круглых столах, семинарах-практикумах) и др.
В образование нужно вносить современные потоки, не бояться использовать так называемый корпоративные мероприятия, например, совместные походы в театр, принятие участия в спортивных соревновательных играх и т. д.
Необходимо возродить традицию наставничества с целью формирования в ДОУ кадрового ядра, направленную на улучшение качества образования. Основным вопросом в современных условиях становиться результативность внедрения ФГОС. Если педагог сам не успешен и не видит перспектив развития и собственного роста, то и воспитанник будет следовать его примеру.
Еще одним из важных направлений является работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись, а так же взаимодействия и участия родителей (законных представителей) непосредственного включения в образовательную деятельность.
Как мы сегодня уже понимаем, чтобы родители воспринимали образование не только как готовый продукт, а разделяли ответственность в вопросах воспитания детей, необходимо их активное включение в разработку Программы развития. Сами же требования к программе развития должны быть направлены на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога и родителей.
Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию. Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их. Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу. Родители теперь гораздо требовательнее, и мы не должны отставать от современной действительности. Сегодня нужно следить за развитием общества, и за информацией, стараться быть впереди, опережая многие процессы, уметь вовремя направить активный потенциал родителей в нужное русло.
Работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись.
Но на вопрос работы с родителями, нельзя смотреть однобоко, так как кроме улучшения материально-технических условий, родители являются, первыми педагогами для своих детей и в этом мы видим партнерские взаимоотношения ДОУ и семьи.
Таким образом, подготовка ДОУ к переходу на новый уровень влечет за собой существенные изменения в образовательную практику детского сада. Данный процесс неотъемлемая часть модернизации образования, которая в настоящее время является политической и общенациональной задачей российской образовательной политики, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Литература :
1. Алекинова, О. В. Введение и реализация ФГОС ДО. План мероприятий / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова // Практика управления ДОУ. – 2014. – № 02. – 44-62 с. 3. Баграмон, А. Н. «Азбука общения» Коммуникативный тренинг / А. Н. Баграмон // Практика управления ДОУ. – 2013. – № 05. – 75-79 с.
2. Доронова Т. Н. Право на образование// дошкольное воспитание — 2001. № 10, с. 2-6
Качество дошкольного образования : состояние, проблемы, перспективы / М-во образования РФ. - М. : ГНОМ и Д, 2004. – 239 с. 3. Концепция дошкольного воспитания/Под редакцией В. В. Давыдова и В. А Петровского. //Д. В. -1989г-№5. 4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации -М. ,1993г.
5. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ. - 7/Д,В. №8-95г. с. 2.