Олеся Гольмакова
Современная логопедия. Полевое поведение
▼ Скачать + Заказать документы
Полевое поведение обычно наблюдается у детей до 2-ух лет.
Это связано с функцией сосредоточения, которая подразумевает, что ребёнок до 1 года не способен удерживать внимание на предмете больше 1-3 минут, а в 1,5-2 года – дольше 5 минут. Зацикленность, на конкретном предмете или действии, в этом возрасте может быть тревожным звоночком.
Нарушение эмоционально-волевой сферы и познавательной активности является основной причиной патологичного полевого поведения. Это выражается в низкой способности произвольно управлять своими эмоциями, вниманием и поведением.
Необходимо помнить, что существует разница
Публикация «Современная логопедия, Полевое поведение» размещена в разделах
между полевым/хаотичным поведением, просто полевым
и началом формирования учебных навыков.
Полевое/хаотичное :
у детей до года и чуть больше года;
быстрое переключение с предмета на предмет и дальнейшее выполнение с ним привычных манипуляций (взять, потрясти, постучать, погрызть, бросить);
в случаях отклонения от нормы ребёнок взаимодействует с предметами однотипно, не изучая и быстро теряя интерес, при этом выбор предмета является случайным.
Полевое поведение – следование какому-то определё нному интересу:
более целенаправленный выбор;
манипулирование предметами происходит ограниченное количество времени;
происходит сенсорное насыщение/стимминг.
Начало формирования учебных навыков:
некоторые задания могут выполняться за столом;
обязательное следование речевой инструкции взрослого.
Первым этапом коррекции ПОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ является изучение интересов ребёнка. Также необходимо подобрать кабинет, оборудованный для занятий по Адаптивной физкультуре или Сенсорной Интеграции.
Необходимо дать возможность ребёнку рассмотреть и изучить кабинет, при этом наблюдая и попутно предлагая разные предметы для ознакомления. Нужно отмечать все реакции ребёнка, тем самым подбирая рычаги управления поведением, что в дальнейшем будет использоваться в работе с ним.
Первое занятие проходит по системе схожей с Монтессори. Отличием является то, что целью занятия будет являться формирование ощущения безопасности, в непосредственной связи с выявлением интересов и установлением контакта.
Следующее, «игровое занятие», проводится в спокойной обстановке, без особого напряжения, где ребёнок играет с игрушками на полу. Таким образом мы создаём иллюзию и убеждаем ребёнка, что его не заставляют и не ограничивают, что он делает то, что хочет. На самом деле занятие полностью находится под КОНТРОЛЕМ. Цель меняется, и главным становится побудить ребёнка изучать то, что находится непосредственно вокруг него, а также стимулировать познавательную активность.
Таким образом, постепенно идёт построение коммуникации с учеником. Ребёнок учится обследовать игрушки, формируя связь «глаз – рука», учится заканчивать начатое действие, а также через некоторое время ребёнок начинает частично работать со столом.
Важно помнить о необходимости поэтапного становления сенсорных предпочтений поощрением за выполненное задание.
Коррекция полевого поведения является аккуратной работой, не нуждающейся в излишней спешке. Это обязательная часть общей коррекционной работы с ребёнком.
Ошибки при работе с полевым поведением ребёнка?
Что делать, если у ребёнка полевое поведение? Если он хватает всё, что попадает под руку, и ни одно дело не доводит до конца?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала давайте разберём ошибки, которые не надо совершать при работе с полевым поведением.
Первая ошибка – стараться с первого занятия во что бы то не стало усадить ребёнка за стол.
Вторая ошибка – заниматься в присутствии мамы. Потому что изменить полевое поведение ребёнка в присутствии мамы очень сложно. Почему? Когда ребёнку не нравятся попытки педагога структурировать его поведение, он пытается найти у мамы помощь и защиту. Если мама поддержит его – все усилия напрасны; если не поддержит – нарушится баланс доверия между мамой и ребёнком; в любом случае – это тупик для педагога. Поэтому, когда ребёнок привык, когда контакт с педагогом установлен, присутствие мамы на занятии не нужно, так как это только мешает коррекции поведения.
Третья ошибка – работать без тесного взаимодействия с родителями. Вырабатываемые на занятиях правила должны полностью поддерживаться и закрепляться дома.
Четвёртая ошибка – устраивать из занятия представление. Да, ребёнку будет от этого весело, но регуляцию поведения не выработать, если не ставить задачи и учить ребёнка их решать.
Что педагогу делать с полевым поведением ребёнка?
Изначально, понять, что лежит в основе такого поведения.
На первых занятиях найти рычаги воздействия на ребёнка. В разговоре с родителями нужно выяснить, что любит ребёнок, какие у него есть интересы. Если родители затрудняются определить, что интересует их ребёнка, то готовим массу интересных вещей из разных сфер и размещаем их в кабинете на полках, которые недоступны для ребёнка. На полу оставляем три разные игрушки и смотрим, что интересует ребёнка.
Нашли несколько интересов у ребёнка? Это то, с помощью чего можно будет удержать его внимание на более длительное время.
Стараемся чередовать задания: одно – интересное, потом менее интересное для ребёнка, затем опять интересное задание. Интересное задание для ребёнка используется, как способ мотивации, а также для коммуникации с ребёнком.
Какие задания помогают выработать саморегуляцию?
учим антонимы «тихо-громко», «быстро-медленно», «холодно-горячо», и др. ;
отрабатываем инструкции «стоп», «жди», «руки» (обозначение места на столе, на которое ребёнок должен положить руки в ожидании нового задания);
добиваемся выполнения действий: «дай», «покажи», «возьми», «положи», «держи», «убери» и др. ;
используем задания на поэтапное выполнение 2-3 действий в определённой последовательности;
предлагаем задания на стимулирование зрительного и слухового внимания.
Если знания и умения ребёнка недостаточны, то опираемся на приёмы сенсорной интеграции.
Как организовать занятие с таким ребенком, чтобы оно прошло максимально эффективно, а ребенок почувствовал себя комфортно и уверенно следовал за взрослым?
Организация пространства
Если вы знаете, что предстоит работа с малышом, у которого есть только полевое поведение, то необходимо заранее убрать все ненужные игровые пособия и прочие предметы. Ребенку проще ориентироваться в пространстве, где нет нагроможденности. Все игрушки, книги и др. должно быть спрятано так, чтобы ребенок не нашел их раньше специалиста.
Постоянство кабинета
Каждый раз сохраняйте вид кабинета таким, каким он был во время первого визита ребенка. То есть если стол стоял у окна, то он должен там и располагаться. Если ребенок сидел на мягком кресле справа, то данный предмет мебели должен оставаться там. Это золотое правило при работе с детьми, имеющими полевое поведение. Если они обнаружат, что что-то изменилось в пространстве, то отправятся исследовать и на это потратиться много времени, ребенка будет сложно настроить на занятие.
Частая смена деятельности
Нельзя никак сидеть за столом все 20 или 30, 40 минут. Таким детям очень важно перемещаться, менять обстановку, менять задания. Например, первые 3-5 минут вы играете на коврике, далее плавно переходите к правой стене кабинета, где есть плакат с липучками, а потом вы садитесь за стол, после этого вновь на коврик, можно перейти на диван, выполнить интересное задание, далее переместиться к левой стене и т. д. Если, занимаясь с нормотипичным ребенком мы берем меньше игр и тратим больше времени на каждую из них, то для ребенка с полевым поведением мы делаем наоборот : больше игр, заданий и время сокращаем. Иначе с таким "ураганом" просто не справиться.
Регулярное поощрение
Это для ребенка является настоящим кладом, не столько игрушки, сколько реакция взрослого на его успехи в нелегком труде. Даже незначительный прогресс, мелочь в занятии необходимо похвалить. Например, ребенок раньше не доделывал что-то до конца и убегал, а сегодня вдруг он решил завершить начатое и только потом перейти к следующей игре, вот за это обязательно хвалим и объясняем ребенку, что это действительно класс! Он молодец, так держать!
Табу постоянны
Ребенку важны знать и запоминать границы дозволенного. Если сегодня вы запретили подходить к определенному шкафу и открывать его без вашего разрешения, то это правило, которое должно действовать и завтра и послезавтра и через месяц. Не стоит делать послаблений на этот счет.
Удержание внимания ребенка
У хорошего специалиста всегда должен быть план Б, а лучше В и Г, на случай если ребенок не захотел выполнять какое-либо задание или его внимание вдруг резко переключилось на другой объект. Приведу пример, вы сегодня изучаете тему растений, а конкретно - цветов. Сели за стол, показываете карточки, но ребенок вдруг слез со стула и пошел в другую часть комнаты. Задание провалилось, покажется вам, но нет. Можно продолжить изучение цветов, отправившись вслед за ребенком и предложив ему другой вариант игры - с использованием лейки с водой и горшков с цветами. Поливаем и заодно проговариваем названия. Если и это не прошло, то можем собирать букет цветов, заранее расположив картинки с цветами на стене, на двери, спрятав под коврик и т. д. То есть получаем квест "Собери букет". Таким образом, наша цель будет достигнута.
Ритуал
Придумайте какую-нибудь регулярную традицию в течение занятия: например, когда ребенок входит в кабинет, каждый раз предлагайте один и тот же вариант приветствия ("дай пять", пожми лапу большому медведю, включи на бизиборде какую-то мелодию и т. д.). Возможно, по окончании занятия вы решите предложить ребенку отыскать долгожданный подарок, который спрятан в сундучке под столом или в одном из шкафов.
Была рада поделиться с вами советами и действенными рекомендациями
по организации деятельности с малышами,
которые имеют полевое поведение.