Приложение МААМ

Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника

Юлия Корхова
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Совместное чтение : польза и значение в развитии дошкольника.

Корхова Юлия Александровна - воспитатель

Структурное подразделение детский сад «Тополёк»

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №8

п. г. т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области

имени воина-интенационалиста С. А. Кафидова

Публикация «Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника» размещена в разделах

Книга - это не учебник, который даёт готовые рецепты, как научить ребёнка любить литературу. Благодаря чтению, ребенок учится слушать, а это очень важно. Знакомясь с книгами он лучше узнает родной язык.

Одна из важнейших задач взрослых, научить детей сложному искусству чтения и понимания книги. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Значение книг для ребенка в дошкольном возрасте очень велико.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносят до них взрослые. Первые книги ребенку, читают его родители. При этом они оказывают влияние на формирование предпочтений и читательских вкусов.

Перед читающим стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, "заразить" слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

Умение воспринимать литературное произведение, само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребё нок начинает понимать структуру произведения: где начало, где конец произведения, как развивается сюжет.

Благодаря чтению, ребёнок учиться правильно составлять предложения, словарный запас расширяется, развивается логическое мышление, воображение, развивается фантазия. Ребенок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств: радостей и страданий, отношений, побуждений, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка. С ранних лет надо учить ребенка относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

Взрослые при чтении должны обращать на возрастные особенности детей, на быструю утомляемость, на концентрацию внимания и быстрое его переключение на другую деятельность. И не стоит забывать о том, что у детей недостаточно развит фонематический слух. Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру - плохой конец, на хороший или просто просит не читать дальше.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература - это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка.

Психологи считают, что дети, которым читают книги, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Влияние совместного чтения на детей :

- дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.

- во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.

- при активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.

- слушая литературное произведение, ребё нок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Литература.

1. Васильева М. А, Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика –синтез, 2007.

2. Кузьменкова Е, Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября».

3. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Первова Г. М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007.

5. Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Значение экспериментирования в развитии ребенка Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Консультация для родителей «Значение ролевой игры в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Значение ролевой игры в жизни дошкольника» Жизнь современного дошкольника богата на образы мультсериалов, телефильмов и компьютерных игр. Дошкольники «влюбляются» в понравившихся.

Понятие и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника Одним из важнейших условий развития детей является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание. Предметная.

Консультация для воспитателей «Значение режима дня в жизни дошкольника» Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то,.

Значение сказки в речевом развитии детей В настоящее время изучению проблемы речевого творчества до-школьников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов.

Значение изобразительной деятельности в жизни дошкольника Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение.

Значение общения в психическом развитии ребенка Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,.

Значение плавания в жизни дошкольника Перед работниками дошкольных учреждений поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма.

Значение сказок в развитии дошкольников Сказки занимают довольно прочное место для развития воображения и восприятия художественных произведений, которое ярко проявляет себя в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника
Опубликовано: 27 марта 2018 в 13:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Корхова (УИ 1511536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД