Оксана Городилова
Совместная трудовая деятельность педагогов, родителей и детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А. С Макаренко говорил: "Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
В современном обществе труд – это нравственный принцип, которого придерживается каждый сознательный человек. Наши сегодняшние малыши – тоже будущие труженики. К этой обязательной деятельности надо готовить с детства. Труд – это не только источник материальных благ, но и основа процветания страны и поколения в целом.
Публикация «Совместная трудовая деятельность педагогов, родителей и детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Одной из задач, которая решается детским садом совместно с семьей, является воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду. Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. В труде ребенок ощущает себя большим, хочет быть ловким, умелым, самостоятельным, настоящим помощником. Хотя у малышей отношение к делу еще не отличается достаточной отчетливостью, а их труд – это скорее игра, стоит все-таки всячески поощрять и развивать эти проявления.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.
Нельзя не принимать во внимание возможности ребенка-дошкольника и особенности его трудовой деятельности. Возможности его весьма ограничены, у ребенка нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты труда, и делает с удовольствием лишь то, что у него больше всего получается и удается. Главное, что его труд не может заменить труд взрослого. Зато велико воспитывающее значение труда ребенка, и в этом его ценность.
Трудовая деятельность особенно важна в нравственном воспитании личности ребенка. В труде формируются такие качества как чувство ответственности за поручение, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.
Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это своеобразное стремление к независимости от взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. Пока ребенок мал, он нуждается в помощи взрослого. Педагог должен разъяснить родителям, что их помощь не должна глушить самостоятельные действия малыша. Плохо, если он превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают вопреки детскому стремлению что-то сделать самостоятельно. Помощь должна быть до определенных разумных пределов, она должна побуждать малыша к самостоятельным действиям.
Обязанность родителей – с раннего возраста формировать у ребенка готовность разделять с ними трудовые дела. Такая готовность складывается благодаря постоянству требований, предъявляемых к ребенку по принципу: «Все, что можешь, делай сам». Вначале это незначительные, но требующие самостоятельности действия: раздеться самому, отыскать затерявшуюся игрушку.
В детском саду с раннего возраста у малышей воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке. Их учат не сорить, не топтать посадки, беречь цветы. Приучают испытывать удовольствие от чистоты и порядка.
Важно, чтобы эти несложные трудовые дела находили продолжение в семье. При работе с родителями воспитатель знакомит их с тем, как прививается трудолюбие детям в детском саду. Воспитателю важно показать родителям значимость приобщения ребенка к труду как к важнейшему средству формирования у него понятия «я должен», уважения к делам старших.
Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника.
Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции.
Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т. д.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.
Отец и мать, как первые воспитатели, оказывают огромное влияние на ребенка. Будет ли он расти трудолюбивым, уважающим труд взрослых, умеющим с малых лет обслуживать себя, зависит в первую очередь от родителей. Нередко наблюдаем такую картину. В детском саду ребенок – настоящий помощник воспитателя. Он с удовольствием участвует в трудовых делах группы, умеет обслуживать себя, а дома он беспомощен: «Не хочу», «Не умею», «Не буду». Стоит появиться в детском саду маме или бабушке, куда девается его самостоятельность? Ждет, когда его оденут, обуют. Почему такое происходит? И ответ очевиден: ребёнок проявляет себя так, как требуют от него взрослые. Он растет беспомощным безынициативным в тех семьях, где взрослые отстраняют его от самых элементарных трудовых поручений, все делают за него, считая, что «детство – пора беззаботности, вырастет – успеет наработаться!» Но есть и иная точка зрения, не менее распространенная: «В трудовой семье не может вырасти белоручка, ведь ребенок постоянно видит пример трудолюбия». Но, увы, разве мало примеров, когда у трудолюбивых родителей вырастает беспомощный неумейка и ленивец, не умеющий найти свое место в трудовой жизни общества! И вот тут перед педагогом встает задача – донести до каждого родителя мысль, высказанную еще В. А. Сухомлинским: "Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать".
Задача педагога – разъяснять родителям, что правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребенок не только видит пример трудолюбия старших, но и сам помогает им, выполняет несложные поручения. В процессе совместного труда у ребенка развиваются навыки, которые потребуются ему в школе и дальнейшей жизни. У него вырабатывается психологическая установка на труд как на жизненно необходимую потребность.
Труд должен приносить ребенку радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Тогда он будет любить труд!