Приложение МААМ

Педсовет «Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы»

Ольга Полежаева
Педсовет «Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

Публикация «Педсовет „Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы“» размещена в разделах

Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Вспомните, малыш с ранних лет сначала примеряет вкладыши по размеру, решая проблемную ситуацию – «войдет-не войдет», перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу и т. д. ; повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане? ; может «извести» целую бутылочку «Ферри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри; использует целый кг гвоздей, забивая в одну небольшую дощечку с одной только ему понятной целью.

Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Однако полноценной развивающей среды и условий, а которых говорилось выше не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста по формированию познавательной активности, успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, а так же:

- моделирование ситуаций с участием персонажей,

- индивидуально-личностное общение с ребенком,

- поощрение самостоятельности,

- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности,

- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Наиболее эффективными формами работы, для поддержки детской инициативы являются следующие:

1. Познавательные занятия

Можно провести проведено познавательное занятие "Путешествие в мир посуды" (в комнате русской сказки). Детям рассказать из чего были сделаны первые ложки, о том, что первой вилкой была заточенная палочка. Предложить такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Что же дальше придумал человек, чтобы было удобней есть? Пришли к выводу, что человек создал инструмент, похожий на рогатину, то есть палочки с раздвоенным концом. Дети попробовали наколоть такой палочкой картофель, но у многих она сломалась. Дети сделали вывод, что такая вилка тоже неудобная.

На другом занятие "Путешествие в прошлое стула", также детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом.

2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.

Предложить детям пересказать рассказ "Утята". Затем сравнить игрушки - курицу и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривают их через увеличительные стекла, пускают их в воду, дуют на них. Проблема: почему перья не намокают? Проведен эксперимент: дети смазывают руки кремом, опускают в воду. Вывод: перья покрыты жиром.

3. Наблюдение и труд в уголке природы

Дети могут заниматься посадкой лука, наблюдать как развивается растение, постоянно поливать его, делая вывод, что без воды растение засыхает.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

При изучении темы "Животные севера" – можно дать детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложить подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Можно предложить кусочки ткани, бумага, вата. Изучив все материалы, дети сделают вывод - что вата мягче.

Можно занести в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой, обернуть и наклеить белые салфетки.

Предложить детям шишки, перья, пластилин, скорлупки грецкого ореха, задать вопрос - что можно смастерить? Дети могут придумать и конструировать поделки из природного материала.

Знакомство с водой происходит в процессе хозяйственно-бытового труда

мытья игрушек. Путем проб можно выявить свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут) .

5. Самостоятельная деятельность детей

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организованная с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы.

Публикации по теме:

Беседа «Здравствуй, лето» по формированию у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы во второй младшей группе Задачи: Цели: • Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание участвовать. • Активизировать речь, мышление. • Развивать ловкость, активность.

Фотоотчет о мастер-классе «Куклы-неразлучники» как совместная деятельность взрослого и ребёнка» с презентациейФотоотчет о мастер-классе «Куклы-неразлучники» как совместная деятельность взрослого и ребёнка» с презентацией В день семьи в нашей группе частью праздника был проведён мастер-класс «Куклы – неразлучники», как символ семьи. ФГОС ДОУ предусматривает,.

Конкурсный проект «Мир живой и неживой природы» Проект: «Мир живой и неживой природы» Смоленская обл. город Десногорск, 3 микрорайон МБДОУ д/с «Ласточка». С 2004 года педагоги детского.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Предметы природного и рукотворного мира» Цели: учить детей называть и различать предметы природного и рукотворного мира, понимать вопрос воспитателя и отвечать на него; развивать.

Конспект занятия «Путешествие в мир живой природы» Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края. Задачи: Обучающие: Расширять представления детей.

Мастер-класс «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста с объектами живой природы» Уважаемые коллеги сегодня мы с вами станем участникам мастер-класса «Посади финиковую пальму» Задачи: Образовательные: Дать представление.

Совместная деятельность взрослого и детей. Индивидуальная деятельность Самостоятельная деятельность Планы на начало года Месяц День недели НОД Совместная деятельность взрослого и детей Индивидуальная деятельность Самостоятельная деятельность.

Презентация «Признаки живой природы» Именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает.

Совместная творческая деятельность взрослого и ребёнка Продуктивные виды деятельности дошкольников включают изобразительную и конструктивную. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего.

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы. Опытническая работа Вода Тема: Очистка воды Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить. Что делали Что наблюдали Выводы В стакан с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы»
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 20:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Полежаева (УИ 198945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД