Наталья Сидоренко
Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя при организации НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по театрализованной деятельности.
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Темочки:
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет играть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать. Этому помогает театр.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии: ведь при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, дети могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны (а что может быть более наглядным и действенным в воспитании). Важно также и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.)
Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое взаимодействие педагога будет значительно мягче и корректнее. Известно, что дети очень любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению.
4-й СЛАЙД
Содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами таких разделов программы, как окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность.
Работа по театрализованной деятельности тесно связывает музыкального руководителя и воспитателя, включая в себя следующие задачи: - развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики, психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти, речи (диалог и монолог, творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.) - участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов сказок, басен. - владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки – настольный, пальчиковый и др.)
6-й СЛАЙД
Перед тем, как выбрать сказку или рассказ для инсценирования музыкальный руководитель советуется с воспитателем, анализируя вместе с ним умения и навыки детей. Ребенка на главную роль и действующие лица должны выбирать сами дети. Роль воспитателя заключается в том, чтобы ненавязчиво направить детей в правильном выборе, давая характеристику тому или иному ребенку: у кого из ребят выразительнее интонация, чище произношение и т. д.
Музыкальный руководитель обсуждает с воспитателем декорации, костюмы. Воспитатели привлекают родителей к изготовлению костюмов и декораций. В свободное от занятий время воспитатель закрепляет текст ролей, следит за правильной артикуляцией, выразительностью интонации, исправляет речевые ошибки, ошибки мимики и жеста. Вместе с детьми воспитатель может делать рисунки к декорациям, костюмам, афише, изготавливать несложные атрибуты.
Занятия по театрализованной деятельности (театрализованные игры) проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная со второй младшей группы. Если это необходимо, музыкальный руководитель дает консультацию воспитателю, составляет с ним план проведения занятия. Все игры и упражнения на занятии должны быть подобраны таким образом, чтобы удачно сочетали движение, речь и мимику. Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее воспитатель становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации и только лишь в старшей группе педагог может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрыванию.
9-й СЛАЙД
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специально оборудованные уголки по театрализованной деятельности в группах, которые воспитатель оформляет совместно с музыкальным руководителем. В уголках должны быть представлены различные виды кукольного театра ( в соответствии с возрастом детей: пальчиковый, плоскостной, куклы би-ба-бо и др., а также элементы различных костюмов Воспитатель не только должен выразительно читать или рассказывать что – либо, но и должен быть готов к любому «превращению». т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Музыкальный руководитель в соответствии с этим должен проводить занятия воспитателями по развитию движений, художественному слову, актерскому мастерству. Только эмоциональный воспитатель, умеющий хорошо двигаться, способный выполнить профессиональный показ может интересно, успешно вести работу по театрализованной деятельности.
Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать ВЫБОР.
Известный композитор Д. Б. Кабалевский писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности».