Татьяна Лабик
Советы воспитателям по успешной адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
На ситуацию привыкания ребенка к условиям дошкольного
учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья,
сформированность его опыта общения, а также степень родительской опеки.
Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку, по
возможности, безболезненно войти в жизнь детского сада.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день.
Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на
все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук,
Публикация «Советы воспитателям по успешной адаптации детей» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более
длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед
воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро
воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме некоторое время побыть
в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым
взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать
должна побуждать его обращаться к воспитателю за игрушками; сказать ему,
какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит.
Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к
малышу, дает игрушки, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в
группе и т. п.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает
неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется
его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений,
испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей
могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно их
органические потребности: неудобство в одежде, несвоевременность
питания, недосыпание. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический
уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна,
кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной
деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных
подходов к ним является залогом формирования правильного поведения
ребенка, создания у него уравновешенного настроения.
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым
условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.
Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных
проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно
беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут
родителей.
Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы.
Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших
неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства
они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом.
В движениях и действиях с предметами они ведут себя неуверенно,
медлительно. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно,
привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять,
подбадривать и помогать таким детям.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы
ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к
осложнению в его поведении.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя поразному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и
общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и
проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также
приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть
самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его
накормили. Если не знает, как мыть руки - в новой обстановке сразу плачет,
если не знает, где взять игрушку - тоже плачет, не привык спать без
укачивания - плачет и т. д. Поэтому очень важно знать привычки ребенка,
считаться с ними.
Незнание этого значительно осложняет работу воспитателя. Его
педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными
и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого
вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда
проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что
ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может
перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых
педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным
тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон
воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок,
привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие
спокойные указания воспитателя.
Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста,
рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно
обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей
необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и
самочувствие малыша.
Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют
индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые
уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского
сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы
узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются,
опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем
пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене,
чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить
в контакт.
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в
детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада.
Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении
является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер
педагогических воздействий на него в адаптационный период.
Советы воспитателям по адаптации детей.
1. Несмотря на отношение ребенка к вам ненавязчиво проявляйте к
нему любовь и заботу, оказывайте помощь, утешайте и поддерживайте.
Ребенок, который боится разлуки с мамой, может долго сторониться
воспитателя, не признавать и не принимать его. В этом нет ничего страшного
и странного.
2. Помните, что некоторые особенности вашего облика могут
вызывать у него неприятие и страх: высокий рост, громкий голос, резкие
движения, излишняя активность или суетливость, длинные острые ногти или
некоторые детали одежды. Учитывайте это и по возможности
минимизируйте их влияние на детей.
3. Заботьтесь о создании благоприятного для ребенка
взаимодействия с новым взрослым, оно должно быть эмоциональноположительным, ярким и доверительным.
4. Чаще давайте ребенку ощущение безопасности, находите
способы, вселяющие в него уверенность, чувство успешности в
разнообразных действиях, помогайте справляться с бытовыми делами.
Ребенку нужен веселый, оптимистичный, СО-чувствующий и СОучаствующий взрослый, умеющий эмоционально и физически поддержать.
5. Старайтесь понимать потребности ребенка, предугадывайте его
желания - это вызывает у детей чувство радости и прилив сил.
6. Говорите с ребенком о доме, его маме и папе, акцентируя
внимание на том, какие они хорошие, заботливые, думают о своем ребенке,
обязательно вечером придут и чем-нибудь порадуют.
7. Старайтесь использовать косвенные методы воздействия -
переключите внимание с острых переживаний на стихи, потешки, песенки,
других детей.
8. Чаще используйте телесный контакт- поглаживания, объятия,
прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры.
9. Встречайте радостно каждого ребенка, особенно испытывающего
страх: «Дети, посмотрите, кто к нам пришел! Мы давно тебя ждем, будем
вместе играть».
10. Используйте в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними
помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка,
вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных
переживаний, организовать деятельность, привлечь к ребенку внимание
других детей.
11. Не настаивайте на игровом общении с вами или другими детьми,
если ребенок боится, не может успокоиться, но при этом не теряйте малыша
из виду. Если возможно, привлекайте его в общие подвижные игры, где вы
выступаете в роли мамы: мама-кошка, мама-коза, мама-курочка - это создаст
дополнительную опору для того, чтобы дождаться маминого прихода.
12. В конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее успехами
малыша, его хорошим настроением, сообщите о предстоящем на следующий
день интересном деле, которое ждет ребенка («Без тебя никак не справимся»,
«С тобой будет веселее, интереснее».)