Татьяна Русяйкина
Советы родителям по краеведению и экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям по краеведению и экологии
Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе. Воспитать эти драгоценные качества в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о её тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звёзд и часами слушать шорохи леса. Потребность постоянно бывать среди природы может возникнуть тогда, когда человек систематически, в разное время года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растёт гриб или как паук плетёт паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробьишки.
Темочки:
«Удивительное рядом», - сказал в своём замечательном фильме Образцов. Посмотрите фильм сами и вместе с детьми. Поразмышляйте над ним вслух и постарайтесь извлечь для себя большой и важный вывод. Важно не столько соглашаться с идеями страстного пропагандиста охраны природы, сколько поступать в соответствии с ними.
Малыши, как правило, любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем это?», «Какое оно?», «Для чего оно?» и, наконец, «Почему?»
На все детские вопросы такого рода надо стремиться отвечать вполне серьёзно и, по возможности, доступно. Никогда нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ не потом, особенно следует дорожить детским «зачем?», «почему?» и «отчего?». В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. В этом нелёгком деле у Вас должны бать постоянные советчики, помощники друзья. Имя им – книги. Есть чудесные детские книги о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Георгия Скрибицкого, Э. Сетоне-Томпсона и многих других писателей, которые учат понимать и любить природу. Их рассказы богаты научными знаниями.
Но есть и специальная справочная, а также научно-популярная литература, которая в краткой, доступной форме расскажет о самом важном. Среди них на первое место надо поставить детскую энциклопедию, а также общедоступные определители растений, животных, минералов.
При первой же возможности, в любое время года, лишь бы погода была сносна, отправляйтесь в лес, поле, к реке, спускайтесь в овраг, забирайтесь на вершину холма, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков, пронизанных как стрелами лучами солнца…
Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите, затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть проворного мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе.
Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетённых золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов и прелых листьев, соберите коллекцию листьев многообразных по форме и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Не забудьте найти незаметную, невзрачную травинку. Вглядитесь в неё. Да она только издали, с высоты человеческого роста, кажется некрасивой. А на самом деле как она изящна, как нежны её листочки, как тонки переходы красок…
Выйдите на поляну или просеку. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создаёт хорошее настроение, пробуждает мечты.
Знаете ли Вы основные правила охраны природы?
Покупаете ли книги о природе?
Участвуете ли Вы в озеленении Вашего населенного пункта?
Попробуйте записать или просто отметить в своём сознании, как часто и какие вопросы о природе задаёт Вам ваш ребёнок.
Часто ли в его вопросах звучит «почему?» Если он молчалив и инертен, попробуйте навести его на разговор о каком-либо животном, растении, природном явлении.
Поинтересуйтесь, как ведётся в детском саду работа с календарями природы и труда.
Попробуйте прочесть методические рекомендации о проведении наблюдений и экскурсий с детьми.
Помогите Вашему ребёнку сделать тематический уголок, посвященный временам года. Он украсит Ваше жилище, а совместная работа принесет радость.
Постарайтесь поучится у своих детей любви к коллекционированию природных предметов или наблюдательности, или вместе с ними сочините «научно-фантастический» рассказ, используя знания о свойствах природы.
Не грех родителям заглянуть в журнал «Дошкольное воспитание». Там можно найти статьи о том, как работать с детьми в природе, какие опыты интересно поставить.
Если Ваш ребёнок задал вопрос, подумайте, нельзя ли не него ответить с помощью простого опыта или наблюдения.
Если у Вас есть сад, выделите в нём для ребёнка опытную глядку.
Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте с тот день, когда он зацветает или впервые появляется в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник.
Научите мальчика дарить цветы людям. Этим Вы воспитываете умение возвышенно любить.
Осенью можно устроить праздник урожая. У Вас может родиться красивая традиция ежегодного проведения такого праздника.