Злата Маслова
Советы логопеда «Когда и как учить ребенка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда учить ребенка читать? Рано или поздно все родители сталкиваются с этой проблемой. Одни не мучают свое чадо алфавитом лет до шести, другие начинают занятия, когда малыш еще не вышел из пеленочного возраста.
Ответ – в том возрасте, когда ребенок к этому готов. Самое лучшее время, когда малышу уже исполнилось четыре - пять лет, и он научился хорошо говорить, но занятия необходимо проводить в игровой форме по 5-15 минут в день.
Публикация «Советы логопеда „Когда и как учить ребенка читать“» размещена в разделах
Существует много методик обучения чтению. Можно научиться читать, не зная алфавита. Последователи метода «целых слов» призывают не обучать ребенка буквам. Однако ученые пришли к выводу, что знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным. Даже в школе встречаются дети, которым трудно запомнить буквы, им не обойтись без вашей помощи - родители.
Из опыта работы могу сказать, что ребенок, знающий буквы и умеющий читать, чувствует себя в школе более уверенно и комфортно, испытывает меньше трудностей. Неправильный подход к обучению чтению может привести к дополнительным проблемам в обучении. Вот несколько советов как быстрее запомнить буквы и научить ребенка читать.
Сразу хотелось бы акцентировать внимание родителей на том, что буквы необходимо учить не их полными алфавитными названиями (например, «ка», «эм», «бэ», «вэ», а звуковым обозначением «к», «м», «б» и т. д. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «мама» читают «мэамэа» или «эмаэма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в слог.
Чтобы ребенок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, пуговиц, вылепить из пластилина или из теста, написать пальчиком в воздухе, нарисовать букву на песке или на снегу, на запотевшем окне, попросите найти знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет, книг. Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, кубики с буквами, картинную азбуку, «говорящий плакат» с буквами и слогами, в котором ребенок нажимает пальчиком на слог и слышит его целиком. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.
Например, учим букву «Б» : нарисовали её, раскрасили, слепили из пластилина, выложили из палочек, пуговиц. Затем составляем слоги БА, БО, БУ, БИ, БЕ. Учите ребенка читать слог целиком, а не по буквам. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить (например, ба-бо-би-бе). Также слоги можно рисовать, выкладывать из палочек. В такой форме ребенок быстро поймет принцип сложения букв в слоги.
Во время изучения букв и слогов очень полезно играть в «Слова», кто больше подберет слов на заданный слог или звук (например, на слог БА: бабушка, баран, барабан, бабочка, батон и др.).
Далее можно составлять простые слова из уже пройденных букв и слогов : луна, мама, дом, кот. Составляйте из букв то, что ребенку ближе всего – его имя, имена близких людей, названия игрушек, окружающих предметов. Просите ребенка записать или выложить из букв эти слова.
После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребенок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
Придумывайте сказки, фантазируйте и много читайте вместе. Даже когда дети сами научатся читать, им нравится, когда читают взрослые. Не отказывайте.
Особенности детей очень индивидуальны, поэтому не стоит торопиться, подгонять ребенка. Главное, чтобы регулярные совместные занятия вызывали у ребенка желание вернуться к ним снова.