Елена Бабарико
Совершенствование результативного компонента образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях.»
К. Д. Ушинский
Уважаемые педагоги давайте с вами вспомним компоненты образовательного процесса.
- С чего начинается воспитательно-образовательный процесс?
Первый компонент –целевой.
Цель- есть основная форма жизненной энергии каждого из нас.
Цель- осознаваемый элемент всей деятельности, обеспечивает постоянную готовность человека к действию.
Все компоненты образования неразрывно связаны между собой:
Публикация «Совершенствование результативного компонента образовательного процесса» размещена в разделах
Совершенствование целевого компонента
Совершенствование содержательного компонента
Совершенствование деятельностного компонента
Совершенствование результативного компонента
С чего начинается результативный компонент ВОП?
Поставить правильную цель, определить задачи педагогического процесса, спрогнозировать результат невозможно без диагностики
Детей
Родителей педагогов
1. по определённым критериям оцениваем достигнутый уровень обученности, воспитанности и развитости дошкольников по группам и в ДОУ целом;
2. изучаем мнения родителей через анкетирование. Для раскрытия особенностей поведения и деятельности ребёнка. Отношение родителей к деятельности ДОУ;
3. наблюдение деятельности педагогов через анкетирование, тесты;
Рассмотрим этапы совершенствования результативного компонента :
Предварительная Выбор вариантов результативного компонента ВОП,
диагностика их сравнительная оценка и разработка критериев для
диагностики.
Промежуточная для оперативного регулирования и коррегирования
диагностика воспитательно-образовательного процесса.
Итоговая оценка конечного результата итога ВОП по
диагностика установленным критериям. Сравнивание их с
оптимально возможными.
Наш д/сад работает по программе Л. А. Венгера «Развитие»
И у нас программой предусмотрена промежуточная диагностика.
Диагностику проводим для получения максимально возможных результатов
ВОП.
Рассмотрим традиционный и инновационный подход к ВОП:
Традиционный- ставит своей целью формирование знаний,
умений, навыков.
Инновационный- глубже и полнее изучает ребёнка и ставит своей
целью развитие способностей, формирование
компетентностей.
У вас на столах критерии способностей. Обратите внимание на показатели: скоростные ; эргические ; вариативные.
Вывод: Выбор и разработка достоверных критериев уровня обучения, развития, воспитания детей- важнейшая часть результативного компонента.
Совершенствование результативного компонента при инновационном педагогическом процессе имеет свои стороны :
Положительные:
• предварительная диагностика и прогнозирование
• промежуточная диагностика и возможность оперативного совершенствования ВОП
• учё т важнейших факторов эффективности ВОП:
«распределение учебного времени»
«самообучаемость»
«самовоспитание»
«Отрицательные»
(первичный негатив восприятия всего нового у педагогов. По мере понимания необходимости инновации, приходишь к выводу, что нужно усовершенствовать свой педагогический потенциал.)
• постоянное повышение педагогической компетентности, активности педагогов в обсуждении новых технологий
• трудность творческого подхода к использованию традиционных и инновационных оценок результатов ВОП
• дополнительные затраты времени и усилий, требований самостоятельно формировать задачи воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы.
Результативный компонент предполагает диагностировать профессиональную компетентность педагога, проводить педагогу самоанализ своей деятельности, чтобы совершенствовать ВОП, извлекать пользу из допущенных ошибок.
Уважаемые педагоги поработаем с вами в следующем порядке:
1. определим цели просмотренных занятий, как вы поняли.
2. заслушаем самоанализ педагогов по занятиям
Что же даёт педагогам результативный компонент?
• Рост общего уровня педагогической культуры педагога
• Вооружает воспитателя умением изучать возможности дошкольников и учитывать их при планировании занятий
• Учит педагога дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным или неуверенным детям
• Учит воспитателя экономно расходовать время и усилия детей, свои собственные.
Предлагаю вам рассмотреть диагностику «Удовлетворённости педагогов своей работой»
Как вы оцениваете свою удовлетворённость в работе?
В нашем ДОУ следующие показатели:
Критерии не удовлетворённости – отсутствуют
«удовлетворён частично» - 40% педагогов
Есть над чем работать.
Структура результативного компонента.
От результата занятия, тематических проектов ВОП за весь учебный год зависит конечный результат – развитие личности ребёнка, формирование его успешности.
Способы совершенствования результативного компонента.
1. Анализ результатов ВОП и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности.
Анализируя результаты диагностики на разных этапах, планируем работу по улучшению конечного результата.
2. Оперативное регулирование и коррегирование течения ВОП, рационального сочетания управления и самоуправления педагогического процесса, Т. е. можно управлять ВОП, проводить коррекцию.
3. Выбор достоверных критериев предварительной, промежуточной, итоговой диагностик.
Должны быть чётко прописаны критерии диагностики, а также применяемые методики должны соответствовать строго определённым возрастным группам.
4 Конкретизация задач результативного компонента с учётом назначения
и возможностей.
Как цель, так и задачи должны быть конкретно поставлены с учётом тематики изучения нового материала, учитывая возрастные возможности детей.
5 Комплексный подход в оценке результатов ВОП
Сюда входит диагностика удовлетворённости педагогическим процессом у детей, педагогов, родителей.
Рассмотрим одну из диагностик родительского отношения к развитию ребёнка. На столах анкета «Изучаем мнение родителей»
С какой целью мы проводим данную анкету?
Ответы помогут воспитателям лучше понимать Вашего ребёнка и могут значительно улучшить работу д/сада.
Возникают следующие вопросы:
• Видит ли эти особенности ребёнка воспитатель?
• Совпадает ли оценка педагога с мнением родителей?
• Что реально планирует в индивидуальной работе педагог с данным ребёнком?
• Может ли диагностика рассказать родителям о проявлении достижений ребёнка в группе?
При сопоставлении результатов выявляются новые возможности.
Повышение качества ВОП
ВОП в результате своей деятельности предвидит развитие личности ребёнка.
Результативный компонент можно разделить на :
Традиционный Инновационный
-диагностика уровня -педагогическое наблюдение для сбора
освоения содержания фактов об особенностях проявления
программы компетентности каждым ребёнком
-оценка знаний, умений, -оценка природно-генетического развития
навыков. сознания ребёнка-его образной сферы.
Как вы думаете? Какая диагностика позволяет полнее изучить ребёнка и нацелить педагога на повышение качества ВОП, достижение высокого результата?
Рассмотрим «Карта динамики развития детей дошкольного возраста»
Обратите внимание на критерии.
Определим какой критерий к какому виду компетентности относится?
• Социальной
• Коммуникативной
• Деятельностной
• Информационной
Результат дошкольного образования это :
-обладание умениями, обеспечивающими ребёнку успешность
-приобретение основ ключевых компетентностей.
Условия совершенствования ВОП.
1 Совместное взаимодействие администрации, воспитателей и родителей в процессе достижения положительного результата.
2 Согласованность критериев, оценки целей и результатов образовательного процесса с детьми, методической и управленческой деятельности ДОУ.
3 Комплексный подход к ранжированию приоритетных направлений и технологий управления качеством деятельности всех субъектов образовательного процесса.
4 Оценка результативности деятельности педагогов, своевременное получение информации о соответствии полученных результатов поставленным задачам, выявление факторов, которые негативно влияют на качество образовательного процесса.
5 Удовлетворённость всех субъектов образования (воспитанников, педагогов, родителей, общественности) результатами работы.