Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для родителей и педагогов «Сотрудничество с родителями в обучении финансовой грамотности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.
В отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Именно семья учит ребенка первоначально разбираться в элементарных финансовых вопросах. Кто и как зарабатывает деньги в семье. Какие профессии в семье. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Научить ребенка, что не все можно купить сразу, что необходимо ставить долгосрочные цели, копить на что-то, предварительно обсудив это в семье. Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
В связи с этим дошкольное учреждение становится максимально «открытой» средой для родителей ребенка. Нужно предоставлять родителям исчерпывающую информацию об образовательных программах, в том числе и по финансовой грамотности, разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе их реализации.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не всегда могут оценить тот или иной поступок, но знают, как именно они должны поступить («поделится, подарить, положить в копилку и т. д.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезны.
В связи с тем, что дошкольник получает свой первый экономический опыт в семье, изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). На всех этапах работы важно единство подходов к решению проблем экономического воспитания дома и в дошкольном учреждении. Необходимо информировать родителей о возможности, задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; приобщать к участию в различных мероприятиях в дошкольном учреждении.
В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.
Основной целью взаимодействия педагога с родителями является создание содружества «родители – дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей (законных представителей) о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею программы воспитания финансовой грамотности у детей : цель, задачи, содержание. Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме, что вкладывается в понятие «финансы», финансовое воспитание.
Часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность, поскольку финансовая грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Тем не менее, именно эти социальные явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, имеют жизненно важное значение.
Необходимо учитывать, что в реализации программы по экономическому воспитанию дошкольник сталкивается со сложными категориями и понятиями, поэтому важно избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно выбираются для вхождения в мир финансов понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.
Воспитателю важно познакомиться с профессиями родителей своих воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно назвать новыми, современными. Это будет необходимо для проведения занятий по знакомству детей с людьми разных профессий, с трудом людей. Важно выяснить и увлечения родителей, может быть, есть среди них коллекционеры, нумизматы, которых можно будет пригласить на занятие с детьми в соответствии с содержанием темы занятия.
Знания по теме «Профессии» надолго и более глубоко остаются в детской памяти, когда касаются профессиональной деятельности близких родственников, дети как бы «проживаются» этой темой совместно с родителями.
При встрече с родителями на собрании, им необходимо объяснять, что показать детям значение труда в жизни людей, многообразие профессий возможно только при условии непосредственного участия и помощи родителей. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.
Очень действенно, если родители примут участие образовательном процессе и смогут продемонстрировать в группе свою профессию наглядно.
Хорошим методом ознакомления дошкольников с различными профессиями является экскурсия, которую можно организовать также с помощью родителей группы. Посещение различных рабочих мест взрослых даст возможность ребятам испытать яркие и новые впечатления и возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий.
Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры.
Важнейшим направлением взаимодействия педагогического работника и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.
Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование, что они делают на работе, т. е. результаты работы и др.
Воспитатель может подбирать литературу, которую родители могут читать детям, давать советы относительно того, как обсуждать прочитанное, когда целесообразно задать несколько вопросов, а когда достаточно одного, но очень важного и определяющего все содержание прочитанного. Особенно это необходимо учитывать после прочтения произведений на морально–этические темы.
Спасибо за внимание!