Юлия Ильинская Шомникова
Составляющие невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация (от лат. verbalis – устный и лат. cоmmunicatiо – общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов.
Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению.
Функции невербальной коммуникации:
1) дополнение речи,
2) замещение речи,
3) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя
Пантомимика
Жест
Публикация «Составляющие невербальной коммуникации» размещена в разделах
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков
Паралингвистическая система — это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность, тембр.
Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, темп речи.
Проксемика
- специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом.
Нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре (Холл)
интимное расстояние (0—45 см);
персональное расстояние (45—120 см,
социальное расстояние (120—400 см);
публичное расстояние (400—750 см).
Визуальный контакт(«контакт глаз»)
В социально-психологических исследованиях изучается
частота обмена взглядами,
длительность
смена статики и динамики взгляда,
избегание его и т. д.
Методика FAST (Facial Affect Scoring Technique) П. Экман
Лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок).
выделяются шесть основных эмоций:
радость,
гнев,
удивление,
отвращение,
страх,
грусть.
Выводы
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.
Все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.
Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.