Татьяна Кожевникова
Занятие по развитию речи с применением ИКТ для детей с ТНР. Составление сравнительного рассказа «Утка и журавль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в области «Познание» по разделу «Коммуникация» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Тема: «Составление сравнительного рассказа «Утка и журавль».
Коррекционно-образовательные задачи: Упражнять детей в составлении сравнительного рассказа с опорой на схему. Закрепить обобщающее понятие «перелетные птицы»; вспомнить их названия, особенности внешнего вида. Упражнять в образовании сложных предложений с союзом «а». Активизировать словарь по теме за счет сложных прилагательных (длинношеий, длинноногий и т. д., приставочных глаголов (улетел, залетел и т. д., антонимов (длинный- короткий, острый- тупой).Вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение.
Публикация «Занятие по развитию речи с применением ИКТ для детей с ТНР, Составление сравнительного рассказа „Утка и журавль“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Утки, утята
- Темочки
Коррекционно- развивающие задачи : Развивать зрительное и слуховое внимание, общих речевых навыков, мелкой и общей моторики, контроля над собственной речью, связную речь.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, заботу о птицах.
Оборудование: Мультимедийная презентация варианта НОД в области
«Познание» по разделу «Коммуникация», перышко, детали частей тела уток и журавлей на подгруппу детей, аудиозапись голосов птиц и стихотворения «Осень».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Они хотят послушать, как вы красиво отвечаете на вопросы и рассказываете. Порадуем наших гостей.
-Ребята, какое время за окном? (осень) (слайд№2)
-Сегодня утром я шла на работу, под ноги мне падали разноцветные листья. И вдруг я увидела перышко. Вот оно.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Как, вы думаете, кто его обронил? (птица)
-Что происходит в жизни птиц осенью? (птицы улетают на юг)
-Как называют таких птиц? (перелетные птицы)
2.1. Д/и «Назови птицу».
-Каких перелетных птиц вы знаете? (лебедь, утка, журавль) (слайд№5)
-Расскажите о внешнем виде птиц. У них есть (голова, туловище и т. д.) (слай№4)
2.2. Д/и «Сравни птицу» (образование сложных прилагательных).
-Кто это? (утка и журавль)
-Посмотрите, ребята, у утки шея короткая, а у журавля длинная. Журавль длинношеий. У утки ноги короткие, а у журавля длинные. Он длинноногий.
-Чем покрыто тело всех птиц?
-Выложите из геометрических фигур одну из этих птиц (развитие мелкой моторики).
2.3 Д/и «Узнай птицу по голосу.
-Улетая в теплые края, птицы прощаются с нами. По птичьим голосам мы можем их узнать. Давайте послушаем, чей это голос (аудиозапись курлыканья журавлей).
-Как прощаются журавли? (журавли курлычут)
-Кукушка? (кукует).
-Утка? (крякает) (слайд№5).
Артикуляционная гимнастика
«Широкий клюв утки»- положить широкий язык на нижнюю губу.
«Длинный клюв журавля»-вытянуть острый язычок далеко вперед.
«Утка шлепает по воде крыльями»- шлепать губами по всему языку, произнося слог «пя».
«Журавль взлетает и приземляется»- поднимать кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним.
2.4. Д/и «Подбери слово».
-Перед отлетом птицы хлопочут, прощаются с родным домом.
Утка с берега на берег (перелетела). Нашла родное гнездо. В гнездо (залетела). Вокруг болота (облетела,прощаясь с ним. Поднялась высоко в небо и… (улетела). (слайд№6)
2.5. Д/у «Назови стаю».(слайд№7)
-Мелькнула вдали стая журавлей. Это чья стая (журавлиная)
-Улетели журавли, а за ними потянулись к югу утки. Отправим уток в теплые края. Встанем, возьмем в руки уток. Подуем на них легко, не поднимая плеч, не раздувая щек. Сделаем вдох носом, губы трубочкой и свободно выдохнули воздух (дыхательная гимнастика).
-Полетела стая уток. Это чья стая? (утиная стая)
Физминутка.
-Сейчас мальчики будут журавлями, а девочки- уточками. Журавль важный, длинноногий. Ходит по болоту, высоко поднимая ноги, а уточки идут, переваливаясь с боку на бок. Прогнули свои спинки (наклоны). Повернули голову вправо-влево. Вытянули шеи, у кого длиннее, пьют водичку. Присели, отдохнули. Расправили крылья и полетели (бег по кругу).
-Миша, каким, ты, был журавлем? (длинноносый, важный, гордый, остроклювый).
-Катя, какой ты была уточкой? (маленькой, серой, водоплавающей).
2.6. Д/и «Закончи предложение».
-Сядем на место и поиграем в игру «Закончи предложение». Я буду начинать, а вы заканчивайте.
Утка и журавль- это (перелетные птицы).
Утка маленькая, а журавль (большой).
У утки клюв тупой, а у журавля (острый). У утки клюв короткий, а журавль длинноносый.
Утка крякает, а журавль (курлычет).
У утки ноги короткие, а журавль (длинноногий).
Утка и журавль живут (на болоте у воды).
Питаются (насекомыми, рыбой, травой).
Осенью утка и журавль (улетают на юг). (слайд№8)
2.-У нас получилась схема к рассказу «Утка и журавль».
Кто хочет рассказать сам. Мы внимательно послушаем и оценим рассказ (оценка рассказов товарищей).
-Если рассказчика было хорошо слышно, и он ничего не пропустил, покажем большой пальчик.
-Если было плохо слышно или что-то пропустил, спрячем руки под стол. (слайд№9)
(Заслушиваем 2-3 рассказа).
2.8.-Давайте отдохнем. Сядьте удобно на стуле, вытяните ножки, положите руки, закройте глазки и послушайте стихотворение (звучит аудио запись стихотворения об осени). Какое чувство вызвало у вас это стихотворение: грусти или радости? Подойдите к маске, которая соответствует вашему настроению.
-Почему Сережа подошел к этой маске? (слайд №10)
3. Итог занятия.
-Вам понравилось, как вы работали? Что запомнили, что у вас получилось?
Давайте узнаем, понравилось ли гостям, как вы отвечали и рассказывали?