Елена Злобина
Мастер-класс для родителей «Составление описательных рассказов и загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление описательных рассказов и загад ок»
мастер-класс для родителей
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство.
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
В древности загадка имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Она формирует интеллект. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. Разгадывание требует логики и ассоциативного мышления.
Чтобы научить ребёнка составлять описательную загадку, необходимо научить его сначала описательному рассказу. Об описательном рассказе мы начинаем говорить в начале средней группы, при рассмотрении лексической темы «Овощи – фрукты». Дети учатся подбирать сразу несколько слов-определений к заданному предмету по определённому графическому плану. Например: какой предмет по форме, по цвету, на ощупь (круглый, красный, мягкий помидор). Далее можно научить ребёнка преобразовать описательный рассказ в загадку-описание (Он круглый, красный, мягкий. Что это) Это непростая задача, так как ребёнку среднего возраста, во-первых, трудно так сконцентрировать своё внимание, чтобы не выдать отгадку раньше времени; во-вторых, интонационно правильно задать вопрос. При составлении подобной описательной загадки мы готовим детей к составлению распространённых предложений с однородными определениями.
В старшем возрасте описательный рассказ становится более развёрнутым. Мы используем не только однородные определения, но и однородные сказуемые. При рассмотрении лексической темы о диких животных описательный рассказ выглядит так : Медведь большой, бурый, неуклюжий; медведь урчит, косолапит.
В описательной загадке ребёнку важно научиться заменять название животного местоимением «он» (она, интонационно правильно задать вопрос (Он большой, бурый, неуклюжий; он урчит, косолапит. Кто он)
В подготовительной группе дети познакомятся с такими понятиями, как «внешний вид» и «повадки» животного. Описательный рассказ будет состоять из распространённых предложений, осложнённых однородными определениями, сказуемыми и составляться с опорой на развёрнутый графический план.
Одна из благодатных лексических тем для составления описательных загадок – о зимующих птицах. Сегодня у нас с вами есть возможность поупражняться в этом. Прежде чем приступить к непосредственному составлению загадки-описания, необходимо выполнить ряд предварительных упражнений.
1. Игра: «Узнай по одному слову»
На доске демонстрационные картинки с изображением зимующих птиц.
Логопед предлагает родителям узнать птицу : красногрудый?
большеглазая? болтливая? и т. д.
2. Игра: «Подбери словечко».
На столах у родителей индивидуальные картинки с изображением зимующих птиц. Логопед предлагает подобрать не менее 3 слов-определений ( например: длиннохвостая, бело-чёрная, болтливая -сорока).
3. Игра: «Найди сходство».
Логопед предлагает родителям найти сходство между двумя птицами.
Например: Я сравню ворону и галку. У вороны серо-чёрное оперение и у галки – тоже серо-чёрное оперение.
4. Игра: «Найди отличие».
Логопед предлагает родителям найти различие во внешности или в
повадках двух птиц. Например: У синицы жёлтая грудка, а у снегиря – красная.
5. Игра: «Найди несоответствие»
Логопед предлагает родителям найти ошибку в прослушанном рассказе- описании : Синица – мелкая зимующая птица. У неё красная грудка.
Синица любит лакомиться салом.
Когда дети выполняют подобные задания, они учатся сравнивать и рассказывать о своих умственных заключениях, грамотно выражая свою мысль. Описательный рассказ в подготовительной группе будет выглядеть так.
Сова – крупная лесная птица. У неё пёстрое серо-коричневое оперение, большие, блестящие глаза, острый крючковатый клюв и крепкие, цепкие когти. Сова живёт в глубоком дупле на высоком дереве. По ночам сова охотится на мелких животных и птиц.
На основе этого рассказа дети составляют описательную загадку, заменяя слово «сова» на другие подходящие по смыслу: «она», «птица», «лесной житель», «лесной обитатель» и др. В конце загадки важно интонационно правильно задать вопрос. Логопед предлагает родителям преобразовать прослушанный рассказ в описательную загадку.
(Это крупная лесная птица с серо- коричневым пёстрым оперением, у неё большие блестящие глаза, острый крючковатый клюв и крепкие, цепкие когти. Эта лесная обитательница ночью охотится на мелких животных и птиц. Кто это)
Вот так постепенно дети овладевают умением составлять описательный рассказ и составлять загадки.
Успехов Вам и вашим детям!