Наталья Аронова
Составление описательного рассказа по теме «Зима» с опорой на модель
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить составлять рассказ о зиме с опорой на модель.
Задачи:
коррекционно-развивающие
* Обогащать активный словарь прилагательными.
* Закрепить понятие «родственные слова».
образовательные
* Закрепить основные признаки времени года зима.
* Учить составлять описательный рассказ с опорой на графический план.
воспитательные
*Воспитывать чувство взаимопомощи и умение слушать друг друга.
Публикация «Составление описательного рассказа по теме „Зима“ с опорой на модель» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Предварительная работа: Играли в игру «Хорошо - плохо». Подбирали родственные слова к словам «лес», «час». Составляли рассказ-описание об осени по плану-схеме.
Оборудование: Волшебная палочка, конверт от феи (два конверта, вложенные друг в друга, в одном конверте отрезан отворот для склеивания); портрет обезьянки, игрушка Снеговик; картинки с признаками зимы и других времён года (голое дерево, деревья в осеннем уборе, дети купаются в речке, река во льду, берлога с медведем, дед Мороз с подарками, подснежники, проталины, снеговик, ветер, сбор урожая); картинки родственных слов к слову «снег» (снеговик, снегокат, снегири, Снегурочка, подснежник, снегопад, печать с изображением Буратино, опорная схема для составления описательных рассказов, выведенная на экран через мульти-медио приставку, фишки, презентация «Зима».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети сидят на пенёчках (стульчиках, закрытых белым материалом).
Организационный момент.
Логопед: Сегодня по дороге в детский сад я встретила фею. Вы знаете, кто такая фея? (Ответы детей) Да, Фея – добрая волшебница, которая помогает в беде добрым героям. Она слышала, что в вашей группе тоже есть ребята, которые помогают друг другу.
Фея хотела сама прийти к вам, но у неё много дел: нужно ещё помочь Золушке и Белоснежке. Поэтому она просила вас принять участие в её добрых делах. Поможем?
Так вот, Фея передала для вас конверт с заданием.
Сюрпризный момент. Объявление темы.
Логопед открывает конверт и показывает детям.
Логопед: Ой, а конверт пустой. Здесь ничего нет! Я ведь забыла! Фея дала мне ещё и волшебную палочку.
Дотрагивается до конверта палочкой. Открывает конверт и показывет детям.
Логопед: Снова ничего нет! Надо сказать волшебные слова: «Палочка, покрутись! Задание, появись!»
Дети произносят волшебные слова хором. Открывает конверт и достаёт портрет обезьянки Чичи и диск со звуковым заданием. Портрет и диск были во внутреннем конверте с отрезанным отворотом, а вначале детям показывали промежуток между двумя конвертами, в котором ничего не было.
Включается звуковое задание через мульти-медио проектор. :
«Я – обезьянка Чичи! Живу я в Африке, где никогда не бывает зимы, и нет снега. От доктора Айболита я слышала, что у вас уже давно зима. А вот я не знаю, что это такое. Я даже заболела от этого. Помогите мне, пожалуйста, нарисуйте зиму.
С уважением обезьянка Чичи и мои друзья»
Обогащение словарного запаса.
Логопед: Ребята, обезьянка не знает какая зима. Давайте ей расскажем, какая зима.
Игра «Красивые слова».
Дети подбирают определения к слову «зима» (красивая, снежная, холодная, весёлая, серебристая) За каждое правильное слово логопед ставит печать на листок бумаги, потом подсчитывается количество слов.
Закрепление знаний о зиме.
Пока дети считают фишки, появляется игрушка Снеговик и здоровается с детьми.
Логопед от имени Снеговика: Я слышал всё, что вы говорили о зиме, и тоже хочу вам помочь. Я пришёл из волшебной сказки и сам немного волшебник. Сейчас я немного поколдую: «Чумбара-чух, амбара-бара!»
Посмотрите под «пенёчки», на которых вы сидите, там что-то лежит. Я вам принёс все признаки зимы. Назовите их.
Дети называют все картинки и выбирают только признаки зимы (ветер, снеговик, дети катаются на коньках, дед Мороз, берлога медведя, дерево в снегу).
Родственные слова.
Снеговик: Ой, какие вы умные! А вот я ещё слышал от Снегурочки, что есть слова-родственники. Никак не пойму, что такое слова-родственники!
Логопед: Ребята, поможем Снеговику? Напоминаю: родственные слова звучат похоже (т. е. в их названии есть слово снег) и их значение связано со снегом.
- Кого лепят из снега? (снеговика)
- Как называется транспорт, который едет по снегу (снегокат). Если назовут «санки», спросить звучит ли в этом слове слово «снег».
- Как называется цветок появившийся из-под снега? (подснежник)
- Как зовут девочку из снега? (Снегурочка)
- Как называют птиц, которые зимой клюют рябину? (снегири).
Логопед: Ну вот, теперь и мы, и Буратино знаем всё о зиме. Но обезьянка просила нарисовать зиму. Сейчас мы с вами будем рисовать зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а картинками и словами.
Физминутка.
Перед этой трудной работой нужно немного отдохнуть.
Давайте пойдём с вами на улицу. Можем ли мы сразу выйти? Что нужно сделать? (одеться).
Д/задание «Оденемся на улицу».
Один ребёнок воспитатель, дети – дети ясельной группы.
- Я надеваю колготки.
- Мы надеваем колготки.
- Я надеваю кофту.
- Мы надеваем кофты…
Сейчас пойдём кататься на лыжах.
Раз, два, три, четыре,
Палки прямо, ноги шире…
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
А теперь нужно раздеться.
- Я снимаю варежки.
- Мы снимаем варежки.
- Я развязываю шарф.
- Мы развязываем шарф…
Снеговик: Вот теперь и я знаю, что такое зима. Но ещё не знаю, зима – это хорошо или плохо.
Игра «Хорошо - плохо» по командам.
Одна команда говорит, почему зима – это хорошо, вторая – почему плохо.
Пока дети играют в игру, логопед включает на проекторе графический план для составления рассказа (план – модель)
Составление рассказов детьми. Рассказы составляют 2-3 ребёнка. Они смотрят на модель на экране и составляют рассказ в соответствии со схемой.
Итог занятия: К нам по электронной почте пришло сообщение от Феи. Если мы сложим все картинки с зимними признаками и дотронемся до конверта волшебной палочкой и произнесём волшебные слова «Палочка, прикоснись! Наш фильм появись!», то в конверте появится диск с фильмом, который Фея сделала из ваших рассказов
Дети произносят слова и смотрят фильм «Зима» с образцом рассказа логопеда
Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Он одел деревья в снежные пальтишки. На земле лежат большие сугробы. Солнышко светит, но не греет. День стал короткий, а ночь длинная. Зимой часто дует холодный, ледяной ветер, трещит злой мороз. Звери тоже подготовились к зиме. Заяц надел белую шубку, а белка – серую. Медведь сладко спит в своей берлоге. Реку сковал толстый лёд. Дети катаются на лыжах, коньках и санках, строят крепости, лепят снеговиков. Я люблю зиму, потому что только зимой бывает Новый год!
Логопед от имени Буратино оценивает работу детей, вкладывает диск с презентацией чтобы послать его обезьянке.