Сизова Марина Юрьевна
Сопровождение особых детей в условиях дошкольной группы: особенности, затруднения, рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы с «особыми детьми», намного отличается от методов работы в обычных группах.
Моя коррекционная деятельность направленна, на социально-коммуникативное и психоэмоциональное развитие детей в группе. Зачастую одной из основных проблем «Особых деток», является не умение коммуникатировать со сверстниками и взрослыми, в результате чего появляется агрессия тревожность, неуверенность в себе.
Какие методы я использую в своей работе:
Публикация «Сопровождение особых детей в условиях дошкольной группы: особенности, затруднения, рекомендации» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
1. Сказкотерапия, один из наиболее эффективных методов работы с детьми. Это направление арт-терапии в психологии для воздействия на психику человека и для коррекции его психоэмоционального состояния посредством сказок. В детской психологии сказкотерапия помогает: избавиться от страхов, например, темноты, воды, замкнутого пространства; активизировать защитные механизмы психики; выбрать правильное решение в сложной ситуации; запрограммировать жизненный план ребёнка на будущее; с помощью ассоциаций воздействовать на личность, воспитывать черты характера, снятию тревожности и агрессии, активизировать речь у ребенка. Сказкотерапию можно еще назвать лечение сказкой. На занятии ребятам дается возможность не только погрузиться в мир волшебной сказки, но и поучаствовать в придумывание своего сюжета, за счет чего и идет социально-коммуникативное развитие.
2. Песочная терапия. Игры с песком развивают воображение, помогают раскрыть ребенку свое «Я», соединить внутренний и внешний миры. Так же песочная терапия является диагностическим материалом, с помощью которой можно узнать многое о ребенке и его внутреннем мире.
С помощью песка можно сказать то, что не выразишь словами, визуализировать подсознательное. Для игры используются песок, вода, фигурки – все это помогает в полное мере проявить фантазию и творчество. Возможности песочной терапии очень широки, она позволяет провести коррекцию детских страхов, узнать, о чем мечтает ребенок, что его заботит, каким он видит идеальный мир, к кому и как проявляет агрессию. Главный принцип песочной терапии – наведение «мостов» между внутренним миром и внешним, сотворение из материи внутренних образов. Для песочной терапии используется много элементов – фигурки животных и людей, здания, растения, машинки, сказочные персонажи. Ребенок создает композиции, которые очень многое могут сказать о нем психологу, в свою очередь мягко направляющему созидательные действия в русло личностного развития и становления. Строя песочные миры, дети неосознанно выстраивают их и внутри себя, приводя в порядок мысли, прогоняя страхи, устраняя противоречия. Работая с песком, высвобождаются чувства и установки, которые ребенок боится выразить открыто, снижается уровень негативных проявлений (страхи, тревожность, агрессия). Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. В групповой коррекционной работе ребенок с ОВЗ приобретает навык бесконфликтного общения. Улучшаются взаимоотношения в группе сверстников. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент – ландшафт его Души.
3. Метафорические карты, как метод индивидуальное и коррекционной деятельности.
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или календарь карманный, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Преимущество работы с метафорических ассоциативными картами позволяет:
- Стимулировать творчество и интуицию,развивать все основные когнитивные процессы у детей : воображение, память, внимание;
- Снять психологическое и эмоциональное напряжение;
- Создать атмосферу безопасности и доверия;
- Позволяет проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже несёт эффект коррекции;
- Позволяет ребёнку создать и прожить ситуации в прошлом, настоящем и будущем;
- Запускает механизмы поиска внутренних ресурсов, поиска механизма выхода из критической ситуации;
- Позволяет педагогу наглядно увидеть картину любых межличностных отношений, то есть являются ещё и прекрасным диагностическим материалом.
Использование таких инновационных методик даёт возможность детям дошкольного возраста через игру получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности, получить опыт проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение допустимого положительного выхода из них, обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения.
Таким образом, Сопровождение особых детей в условиях дошкольной группы, с помощью этих методов позволяет снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе, за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. Закрепляет и дополняет знания об эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, способствует изучению собственного «Я», пониманию настроения и эмоций окружающих людей, разрядке агрессивности, снятию мышечного и эмоционального напряжения. Все это в свою очередь помогает детям ориентироваться на нормы общественного поведения, овладевать коммуникативными навыками, умением контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.
Игры и упражнения для развития социального интеллекта.
Игра по выбору :
1. Мозговой штурм.
2. Копилка советов. (Модификация Мозгового штурма)