Вита Деньгина
Сохранение здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение здоровья дошкольников
Рассматривая здоровье, как жизненный процесс, можно говорить о нем применительно к любому человеку и к любому отрезку его жизненной биографии, а также в применении к обществу в целом: «здоровье общества», «здоровье нации», «здоровье подрастающего поколения», «здоровье семьи». Рассматривая два взаимосвязанных компонента здоровья : биологическое и социальное, можно отметить, что возможности человека быть счастливым и здоровым зависят от общего качества жизни. В утверждении качества жизни важны как объективные факторы (уровень благосостояния, социальных услуг, экологии, так и субъективные (высокий смысл жизни и здоровый образ жизни).
Публикация «Сохранение здоровья дошкольников» размещена в разделах
Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующего как отдельного человека, так и общества в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы.
Надо помнить, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства, являющиеся основой нравственного воспитания и включающими в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу, к родной стране у него появляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, своей семьей. Педагогам и психологам хорошо известно, что равнодушие к матери, семье и уж тем более ненависть – свидетельство очень серьезного душевного расстройства. Что в свою очередь ведет к серьезным изменениям в состоянии здоровья человека. А ведь здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни.
Именно в дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать и контролировать свои эмоции. В этих попытках проявляется моральная и социальная ответственность, что для ребенка сложно и предполагает приложение усилий. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем главным сущностным звеньям:
1. Могу ли я любить, и любим ли я?
2. Могу ли я управлять обстоятельствами своего поведения?
3. Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?
Таким образом, создаются основы базовой безопасности, автономности, инициативности. Если на этих стадиях возникли трудности в приспособлении к миру, у ребенка может возникнуть чувство несостоятельности, которое может быть скрытым и выявится лишь в экстремальных условиях. Все это имеет непосредственное отношение к здоровьесбережению.
С малых лет малыш учится ходить, говорить, самостоятельно есть, одеваться, читать и т. д. А любить? Трудная задача, так как словами, увещеваниями, нравоучениями здесь ничего не сделаешь. Разве можно рассчитывать на положительный результат, сказав ребенку: «Люби меня!»
Механизм появления любви скрыт от человека. Ученые часто спорят над определением, спорят они и том, что такое любовь. Ее воспевают в стихах поэты, ей посвящают музыку и пишут картины. Она вдохновляет каждого, кому повезло испытать это удивительное чувство. Но почему, встретив одного человека, мы проникаемся к нему этим особым чувством, а к другому равнодушны? Загадка пока остается загадкой, но ведь чувство есть! И мы знаем наверняка: оно должно быть действенным, то есть оно должно выражаться в конкретных формах по отношению к объекту любви. Мы любим своего ребенка и заботимся о нем, а он? Он ведь тоже любит своих родителей. А вот выражать свою любовь часто не умеет. Но этому можно научить. Эта «школа» складывается из мелочей, каждодневно. «Расскажи что-нибудь веселое, а то мне так грустно», «подай папе журнал», «давай обрадуем бабушку и подготовим ей сюрприз» и. т. д. способы выражения любви «рассыпаны» по всей нашей жизни, они во всех наших отношениях с людьми.
Мы мало рассказываем детям о себе (а ведь надо знать объект любви). О своем детстве, о своих родственниках, о своих друзьях, о своих удачах и неудачах, о том, из-за чего мы плакали и радовались. Словом о своей человеческой сущности. О своем отношении к миру. Дети любят, когда родители, дедушки и бабушки рассказывают им о себе. В это время они как бы открывают для себя близкого человека. Такие минуты – практика любви и привязанности.
Стоит рассказать детям и о других, «чужих» взрослых, которые могут служить образцом. Сегодня некоторые педагоги и психологи, ратуя за воспитание свободной независимой личности, выступают против «образцов» в воспитании. Но возможно ли это? Можно воспитать человека без ориентира на какой-то образец? Подражание – своего рода путь социализации. Конечно, речь идет не о бездумном копировании, а о том, что, глядя на взрослых, ребенок как бы видит перспективу своего развития. «Я тоже буду взрослым». Постепенно складывается идеал человека, на которого ребенок хотел бы быть похожим. Задача в том, чтобы это был положительный идеал, поэтому, кроме того, что родители должны быть привлекательным образцом для дошкольника, нужно рассказывать детям о «людях хороших», об их жизни и делах и о том, что они оставили людям.
Но зачастую родителям не хватает времени, знаний, опыта, желания добиваться высоких результатов в воспитании своего ребенка. Однако вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка. Наиболее эффективной формой работы с родителями является деятельность родительского клуба «Когда мы вместе».
Концепция создания родительского клуба.
Комплексный подход к решению проблем воспитания, обучения, творчества детей в родительском кубе направлен на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя; на то, чтобы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становится удовлетворенной и счастливой.
1. Развитие нравственных ценностей.
Акцент делается на приоритет духовных ценностей над материальными, что достигается путем самоанализа, и воспитания в себе положительных качеств. Это относится как к детям, так и к взрослым членам родительского клуба.
Для детей эта задача решается на уровне создание положительной модели поведения в игре, драматизации, фантазировании, разрешении предлагаемых ситуаций на занятиях, в общении со взрослыми, в процессе совместной творческой деятельности. Педагоги обращают внимание на развитие у ребенка таких качеств как милосердие, доброжелательность и партнерство, взаимопомощь и взаимопонимание, умение саморегулировать себя. Происходит активная коррекция поведения ребенка, когда он самостоятельно придумывает ситуации, создает, играет, открывает что-то новое. Роль родителей педагогов заключается в том, чтобы помочь детям связать различные ситуации и сюжеты с сегодняшней жизнью и задать направление исследованию: «Как? Почему? Что надо делать?».
2. Тесная связь обучения и воспитания.
3. Творческая деятельность, базирующаяся на получении конечных результатов (спектакль, праздник, выставка).
4. Благотворительность.
Поскольку одной из задач программы деятельности клуба является «воспитание не потребителя, а дарителя», ребенок также может творить благое дело, так как благотворительность бывает не только материальной, но и духовной. Желание передать свои опыт, знания, умения теплоту и сердечность, быть милосердным, помогать слабым, больным, младшим тоже является благотворительностью. В клубе устраиваются благотворительные акции дарения, спектакли, концерты. Милосердие проявляется в заботе о «братьях наших меньших», о младших детях.
Цель. Создание позитивного микросоциума, воспитание и самовоспитание личности ребенка, оказание помощи родителям в воспитании детей.
Задачи.
• Пропаганда здорового образа жизни (биологическое и социальное).
• Развитие коммуникативных способностей.
• Формирование детских коллективов, групп родителей по интересам.
• Развитие нравственных качеств ребенка, взрослого (проблемы сотрудничества, самоуважения, дружелюбие, ответственность, милосердие и т. д.).
• Выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности.
• Развитие интеллектуальных способностей
Основные формы взаимодействия с семьей.
- благодарственное письмо родителям;
- буклет;
- видео журнал «Родительские посиделки»;
- выставка;
- информационный стенд;
- клуб интересных встреч;
- конкурсная программа с участием родителей;
- консультации для родителей;
- краеведческая акция (поиск информации, связанной с историей семьи);
- открытое учебное занятие;
- педагогическая гостиная;
- поход с участием родителей;
- праздник;
- творческий отчет.
Тематическое планирование родительского клуба «Когда мы вместе»
1. Познай себя как родителя.
2. Роль семьи в подготовке детей к школе.
3. Наше здоровье.
4. Семья вместе – душа на месте.
5. Комната для души.
6. Сотрудничество семьи и педагогов в социально – эмоциональном развитии ребенка.
7. Птица счастья.
8. Я – взрослый, ты – ребенок.
9. День матери.
10. Дружная семья.
Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегка, очень ответственная, но благодарная. И пусть своего рода ориентиром будут замечательные слова В. А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решительной степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».