Камал Калибаева
Содержательная основа программы в группах старшего дошкольного возраста. Система ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на городском семинаре
по программе «Социокультурные истоки».
Тема выступления
«Содержательная основа программы в группах
старшего дошкольного возраста. Система ценностей».
Подготовил сообщение:
Калибаева К. А.
воспитатель
МАДОУ «Сказка»
1слайд
Публикация «Содержательная основа программы в группах старшего дошкольного возраста, Система ценностей» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Социокультурные истоки это - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России, для которой первостепенное значение будет иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина России, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны.
На решение этих задач направлена программа «Социокультурные истоки», которая представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию.
Авторами программы являются профессор И. А. Кузьмин, доктор исторических наук А. В. Камкин.
Авторы программы «Социокультурные истоки» убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет духовно-нравственное направление.
2 слайд
Новизна программы : - Соединение дошкольного образования, начальной, основной и профессиональной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;
- Создание системы категорий – ценностей,обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательных отношений;
- Использование принципиально новых технологий эффективного образования, способствующих приобретению всеми участниками образовательного процесса коммуникативных навыков социокультурного опыта.
- Создание единого социокультурного контекста воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и семье.
3 слайд
Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период - это формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, общества, государства.
Обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования через формирование общей культуры личности с учетом национальной, этнокультурной и региональной составляющей.
Обеспечение целостного развития, воспитания и образования ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения с учетом потребностей и интересов общества, семьи и личности.
4 слайд
Результатами реализации программы являются :
Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.).
Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результат);
Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний)
Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий
5 слайд
Содержательная основа программы– система понятий и категорий, которые позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
Воспитательная программа разработана для четырех
возрастных групп :
- Младшая (3-4 года); Средняя (4-5 лет); Старшая (5-6 лет); Подготовительная (6-7 лет).
6 слайд
Основные задачи в освоении программы для детей 5-6 лет
В старшей целями воспитательной программы являются :
Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);
Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;
Создание условий для формирования правильной самооценки.
Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного развития детей: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»
7 слайд
Основные задачи в освоении программы для детей 6-7 лет
В подготовительной группе целями воспитательной программы являются :
Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника;
Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);
Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.
8 слайд
Система ценностей
Ценности родной культуры :
Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с художественной литературой. Мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
9 слайд
Ценности деятельности человека: Дети начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит», «Доброму делу Бог помогает». Именно эти ценности, возможно, обогатят мотивацию будущей деятельности воспитанников.
10 слайд
Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России: сюда входят священные смыслы природы: просторы (поля-нивы, сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря-океаны, деревни и города. В ценностном подходе окружающий мир перестает быть просто набором предметов и объектов, ребенок воспринимает его, как живой. Сохранить и развивать у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.
11 слайд
Основу составляют ценности внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость). Данные ценности являются основой духовно - нравственного воспитания и становления старших дошкольников. Путь духовного становления - это сугубо личностный путь каждого, путь поисков и сомнений. Наша задача здесь - пробудить интерес детей к познанию истины. Нужно помнить, что вера является важнейшей духовной ценностью человека.
Ценности красоты : Истоки показывают ребенку, что есть красота не только внешняя, но еще и красота внутренняя, теплая, к которой тянется человек. Такая красота кроется в мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в послушании и сострадании.
12 слайд
Нравственные ценности, такие как такие как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, в радости раскрывают для ребенка - дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.
Ценности сохранения и укрепления родных православных традиций (Слова, образа, Дела, Праздника) являются важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных и духовно-нравственных ценностей российской цивилизации
13 слайд
Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья авторы программы пришли к пониманию того, что недостаточно формировать систему ценностей у детей в детском саду. Необходимо формировать единую систему ценностей как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Из выше сказанного следует, что программа «Социокультурные истоки» гарантирует реализацию прав детей и родителей на получение образования в соответствии с Российским законодательством, а также нормами и положениями международного права.
Спасибо за внимание!