Елена Холод
Содержание и руководство настольно-печатными играми
▼ Скачать + Заказать документы
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Настольно – печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов которые делятся на части.
Публикация «Содержание и руководство настольно-печатными играми» размещена в разделах
Необходимо отметить, что поскольку настольно-печатные игры являются разновидностью дидактической игры, то по отношению к ним применяются основные составляющие методики руководства дидактической игрой. А. К. Бондаренко указывает, что при проведении настольно-печатных игр перед ребенком также ставится игровая задача, действует игровое правило, в соответствии с которым ребенок выполняет определенные действия. Игровая задача — это основной элемент игры, которому подчинены все остальные элементы. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. В ней раскрывается программа игровых действий, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Часто игровая задача заложена в название самой игры. Игровые действия — это способы проявления активности ребёнка в игровых целях. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия. Эффект игры зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия. Правила — они обеспечивают реализацию игрового содержания. Внутри одной игры правила различаются. Они могут направлять поведение и познавательную деятельность, определять характер и условия выполнения игровых действий, устанавливать их последовательность, регулировать отношения между играющими. Также они могут ограничивать меру двигательной активности и т. д. [11].
В настоящее время популярны пазлы (от англ. – игра на выдержку, где картинки разделены на множество частей (от 32 до 250). Автор – английский гравер Д. Спилсбари. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, обогащать речь ребенка. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2 – 4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предмет одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание – сложить целую картинку из ее частей.
Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря у дошкольников. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету и фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. [2]
Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотнося с местом их произрастания, объединяют, поэтому признаку картинки. Или игра «А что было потом?» : дети подбирают иллюстрации к какой – либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий и поясняют, почему сделали такой выбор.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся, так же как и с предметами. Например, в игре, «Отгадай какую картинку, спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания, формирование словаря ребенка.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и т. д., умении рассказать связано о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании. В ходе таких игр у детей обогащается, активизируется словарь.
Описание, рассказ о картинке с показом действия, движений. В таких играх воспитатель ставит общую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.
В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картинке, что делают там люди, например, маршируют пионеры, пожарные тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как умение доказывать свою точку зрения, способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Веселый карандаш
Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.
Оборудование: листки чистой бумаги, желательно в клеточку, карандаши красного и синего цвета для каждого участника игры.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: дети рассаживаются за столики парами, получают листки чистой бумаги и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, что необходимо давать напарнику указания по поводу рисования той или иной линии (например, вести вправо, а сейчас – вверх).
После этого на листе у каждого остается определенная ломаная линия, выполненная красным карандашом. Теперь участник, который давал команды своему напарнику, сам берет карандаш синего цвета и на своем листе бумаги начинает повторять уже имеющийся рисунок. Особым правилом является то, что длина линий, из которых строится ломаная, должна быть примерно одинаковой.
Следующим этапом участники, игравшие парами, меняются ролями, и теперь другой ребенок дает указания, которые надо выполнять. При этом дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.
Волшебные палочки
Цель игры: научить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям к той или иной категории, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.
Оборудование: 10–15 счетных палочек, карандаш, ластик и лист белой бумаги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям следующее задание: необходимо сложить из подготовленных палочек определенную фигуру, например треугольник или прямоугольник. Затем он спрашивает, сколько палочек потребовалось для этого.
Когда ребята ответят на поставленный вопрос, следует предложить им нарисовать на листе бумаги такую же фигуру, причем она должна быть примерно такого же размера. Если для ребят еще сложно выполнить подобное задание, то на помощь может прийти линейка, пользоваться которой они обычно уже умеют.
Также можно предложить собрать из счетных палочек квадрат, попросить детей назвать его отличительные признаки и показать, как можно при помощи только одной палочки превратить его в 2 треугольника.
Когда ребята выполнят и это задание, необходимо проследить, чтобы они правильно перенесли данные фигуры на листки бумаги при помощи карандаша. Во время проведения занятия следует особое внимание уделить правилам пользования карандашом и ластиком, показать, как правильно пользоваться линейкой, чтобы линии получались ровными.
Крестики-нолики
Цель игры: развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.
Оборудование: листы бумаги для каждого участника, карандаши или ручки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.
Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.
Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».
Затем руководитель показывает, как могут располагаться крестики или нолики в игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.
Это лучше делать на доске, чтобы ребята могли все хорошо видеть.
Когда ребята хорошо усвоят правила игры, можно сыграть всей группой несколько раз и только после этого предложить детям самостоятельно поиграть в парах. Но во время одиночной игры воспитатель должен постоянно контролировать всех и помогать в случае необходимости.
Летом, если у ребят есть мелки и ровный асфальт на игровой площадке, игру можно организовывать и на улице.
Морской бой (1-й вариант)
Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.
Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку и с нарисованными игровыми полями, ручки или карандаши, большой образец игрового поля, прикрепленный к магнитной доске.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10 см, состоящими из 100 клеток.
Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К.
Только теперь дети начинают с помощью воспитателя располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.
Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.
Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.
Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.
Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.
Морской бой (2-й вариант)
Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.
Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку, ручки синего и красного цвета.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на группы по 2–4 человека.
После этого следует взять листки бумаги и сложить их пополам, чтобы уголки совпали друг с другом. Следует развернуть лист и хаотично разместить на каждой половине по 10 небольших кораблей в виде лодочек (около 1 см в длину).
Одна сторона будет являться своим полем, а другая – полем противника.
Теперь можно приступать к атаке. Для этого ребенок должен разместить мину (нарисовать небольшой кружочек и хорошо закрасить его) таким образом, чтобы она располагалась точно противоположно одному из кораблей противника.
Затем листок опять сворачивается и тот же ребенок старается зачертить мину с обратной стороны, чтобы на поле противника остался след от пасты.
Если этот след накладывается на один из кораблей, то он считается погибшим и зачеркивается. Значит, малыш получает право повторного хода.
Но если мина не попадает в корабль, то ход переходит сопернику.
Существуют особые правила игры, которые заключаются в том, что нельзя рисовать мину на своем корабле. Если это произойдет, то он считается убитым.
В игре побеждает тот участник, который первым сможет вычислить все корабли противника.