Ткачева Юлия
Содержание деятельности педагога психолога на разных образовательных уровнях (возрастных этапах)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание деятельности педагога психолога на разных образовательных уровнях (возрастных этапах)
Основные направления деятельности педагога психолога
Дошкольное образование (старший дошкольный возраст 5-7 лет)
o психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности: помощь в решении проблем социализации, профилактика нарушений в поведении, формирование жизненных навыков;
Публикация «Содержание деятельности педагога психолога на разных образовательных уровнях (возрастных этапах)» размещена в разделах
o психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на этапе вхождения в новую социальную среду, сопровождение перехода к школьному обучению;
o психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни;
o психологическое сопровождение профессионального самоопределения
Психологические особенности обучающихся
Ведущая деятельность : сюжетно ролевая игра.
Социальная ситуация: ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Образцами поведения для ребёнка служат сами взрослые их поступки, взаимоотношения. Он склонен подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей.
Особую важность имеет для ребёнка общение со сверстниками. Именно через общение с ровесниками происходит формирование представлений о себе.
Сильные стороны возраста : общительность, эмоциональность, отзывчивость, любознательность. Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими, а также с интересом к процессу игры. Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности. Постепенный переход к произвольности, управляемости психических процессов, самоконтролю в деятельности. Начало формирования логического мышления.
В процессе взаимодействия со сверстниками появляется возможность видеть себя со стороны, способность видеть позицию партнера.
Новообразования возраста : формирование контекстной речи в общении. Наглядно образное мышление. Соподчинение мотивов, связанное с их борьбой. Формирование первых этических представлений и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям. Способность и потребность к социальному взаимодействию. Готовность к школе, интерес к школьной жизни.
Проблемы возраста : неприспособленность к социальной среде (непринятие норм общения, бедный словарный запас, неустойчивость поведения, недостаточный самоконтроль, психологическая неготовность к школе; повышенная тревожность, связанная со школой.
Начальное общее образование (младший школьный возраст, 7 11 лет)
o психологическое сопровождение учебной деятельности : участие в формировании «умения учиться»;
o психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся:
o помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков;
o психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения : сопровождение перехода к обучению в средней школе;
o психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни;
o психологическое сопровождение профессионального самоопределения.
Психологические особенности обучающихся (младший школьный возраст, 7 11 лет)
Ведущая деятельность : учебная деятельность.
Социальная ситуация: в младшем школьном возрасте складывается новая детская общность. Взаимоотношения детей в классе имеют свою логику изменения и развития. Совместная учебная деятельность рождает общую устремленность, ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности, у них возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами.
Особую роль в этом возрасте играет фигура первого учителя. Педагог приобретает исключительную значимость в глазах ребёнка. Поэтому педагог может сильно влиять на ситуацию ребёнка в школе как в лучшую, так и в худшую сторону.
Сильные стороны возраста : хорошая работоспособность, острота и свежесть восприятия, яркость воображения. Относительно устойчивые эмоциональные состояния и формы поведения. Сформированные навыки общения со сверстниками, навыки установления дружеских контактов, опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Первоначальное формирование относительно устойчивых черт характера. Активный интерес к окружающей действительности.
Новообразования возраста : внутренняя позиция школьника. Формирование основ теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (рефлексия, анализ, мысленный эксперимент или планирование и др.). Произвольность и управляемость психических процессов, самоконтроль, самооценка. Общеучебные приёмы и навыки учебной работы, «умение учиться». В этом возрасте у детей формируются мотивы учения.
Проблемы возраста : дидактогении, несформированность позиции школьника, несформированность общеучебных навыков (умение выделять главную мысль, владение навыками пересказа, умение рассуждать, устанавливать причинно следственные связи, выделять существенные признаки предмета, несформированность основ теоретического мышления (ко времени перехода на новый образовательный уровень). Несформированность произвольности познавательных процессов и произвольности деятельности в целом (понимание задачи, инструкции, удерживание их в сознании в течение длительного времени, самостоятельная организация своей деятельности). Сохранение как основных игровых форм взаимодействия со сверстниками. Возможны нарушения в мотивационно личностной сфере, связанные с возникновением чувства неполноценности (неумелости, неуспешности, агрессивно конкурентной обстановкой в общении. Трудности адаптации к школе (синдром школьной дезадаптации).
Основное общее образование (подростковый возраст,11 15 лет)
o психологическое сопровождение учебной деятельности : участие в обеспечении
o эффективности учебной деятельности;
o психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: психологическая помощь в решении задач личностного и ценностно смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков;
o психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения : сопровождение перехода к обучению в старшей школе;
o психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни;
o психологическое сопровождение профессионального самоопределения,предпрофильной подготовки.
Психологические особенности обучающихся (подростковый возраст, 11 15 лет)
Ведущая деятельность : вопрос о ведущей деятельности в подростковом возрасте остается открытым. Д. Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. В. В. Давыдов в качестве ведущей определяет общественно значимую деятельность, включающую в себя такие её виды, как трудовая, учебная, общественно организационная, спортивная и художественная. Д. И. Фельдштейн полагает, что в настоящее время возросла значимость поиска новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения и самовыражения современных подростков. К. Н. Поливанова высказывает предположение, что выстраивание собственного «поведенческого текста», создание произведения собственного действия – вот та основная работа, которая должна происходить при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту.
Социальная ситуация: преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях в соответствии с задачами развития:
o освобождение от родительской опеки,
o постепенное вхождение в группу сверстников.
Сильные стороны возраста : стремление к общению, самоутверждению, самовыражению, самопознанию. Произвольность познавательных процессов; теоретическое мышление, овладение базовыми школьными знаниями. Социальная активность –восприимчивость в усвоении норм, ценностей и способов поведения в мире взрослых. Развитие моральных чувств, эмпатии.
Новообразования возраста : новый уровень самосознания и «Я – концепции», чувство взрослости, интимно личностное общение, новый тип отношений со взрослыми (переход с детских на взрослые, формирование внутренней рефлексии. Стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование чувства собственного достоинства, личной автономии, моральных чувств, навыков личностного общения.
Проблемы возраста : неуверенность, неадекватная самооценка. Обесценивание взрослых, завышенные притязания, протестное поведение, агрессивность. Зависимость, безволие, регресс к старым интересам, вкусам. Несформированность навыков общения, неадекватные способы самовыражения, самоутверждения, неудовлетворенность местом в коллективе, стремление к неадекватным социальным экспериментам, ранние эксперименты с психоактивными веществами. Появление девиантного поведения как формы кризиса идентичности. Отсутствие сформированности теоретического мышления, произвольности познавательной деятельности, самоорганизации, значительное снижение учебной мотивации. Трудности в адаптации в среднем звене. Пробелы в базовых школьных знаниях. Проблемы, связанные со сдачей экзаменов.