Наталья Букачук
Консультация «Социокультурные истоки. Верность родной земле»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Задачи:
Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». Расширение знания детей о славе богатырской.
Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
Развитие основ самоутверждения, формирование и воспитание исторической памяти.
Темочки:
Развитие речи детей, активизация слов – богатырь, богатырские доспехи (щит, меч, лук, стрелы, копье, обогащение образной стороны речи через характеристику образа русского богатыря (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый, верный). Предварительная работа:
- чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН: И. А. Кузьмина;
- раскрашивание образов русских богатырей (доспехов);
- заучивание стихов и пословиц по теме;
- выставка рисунков о богатырях.
Оборудование:
1. Картинки с героями из былин «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич» - (положительные герои).
2. Мультимедийный проектор
3. Музыкальный центр
4. Макет дуба.
6. Запись песен «Богатырская сила»,
7. Книга «Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕК И. А. Кузьмина.
Ход занятия.
Присоединение группы (Показ презентации)
Вход в зал под музыку «Богатырская сила»
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
А я беседу начну с поговорки, вы послушайте и попробуйте определить в ней главное слово. «Славна богатырями земля русская». (Богатырь)
Поговорим мы сегодня о героях-богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад.
Кто такие богатыри? (Это храбрые воины, защитники русской земли)
Какими словами можно заменить слово «богатырь»? (силач, воин, боец, защитник, храбрец, герой, орел, заступник).Откуда вы узнали о них? (Из былин).
Да, из былин мы узнали о богатырях, которые жили в далекой старине и прославлялись своими подвигами и делами. А что такое былина?
- Слово былина, произошло от слова быль, было, то, что было когда-то давно.
Воспитатель. Кто слагал былины о богатырях?
Дети. Народ, сказитель.
- Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев о героях богатырях, об их подвигах.
- Распевали они на старинном музыкальном инструменте – на гуслях
Воспитатель напевает:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения
Да про подвиги богатырские.
- В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси.
- Богатыри очень много работали, тренировались, оттого и были сильными, могучими. И каждый раз вставали на защиту своей земли.
-Герои-богатыри сделали целью своей жизни – служить своей Родине-Руси.
Воспитатель: Каких богатырей вы знаете?
-Илья Муромец. Тридцать лет сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил на помощь
– Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен.
– Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель. Ребята, а с кем боролся Илья Муромец? (ответы детей)
От кого защищал Добрыня Никитич? (ответы детей)
С кем сражался Алеша Попович? (ответы детей)
Ресурсный круг (с родителями)
Ребята, какими качествами обладают богатыри? Давайте назовем эти качества. Называем и, дотрагиваясь до плеча соседа, передаем дальше. (Отважный, мужественный, сильный, смелый, храбрый, бесхитростный, удалый, верный, миролюбивый, честный, преданный, могучий, здоровый, правдивый, надежный, твердый в слове).Молодцы! Вот какими качествами обладали русские богатыри.
Работа в паре.
Дети, подумайте и самостоятельно выберите и подчеркните то, что необходимо защитнику Отечества:
- находчивость
- смелость
- любовь к Родине
- верность родной земле
- вера в правое дело
Работа в паре.
Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21).
Дети с родителями отмечают карандашом доспехи, снаряжения богатырей, которые необходимы богатырю в бою
В чем проявлялась любовь богатырей к своим родителям?
- Богатыри слушались родителей,
- Илья Муромец после возвращения, помог родителям на работушке убрать пеньки.
- Богатыри перед дальней дорогой просили прощенице-благословения у родителей.
Воспитатель. Ребята, а вы слушаетесь своих родителей?
Воспитатель. В древней Руси, родовым деревом считался дуб. Дуб – могучее дерево считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали листок и горсть земли.
Давайте, подойдем к дубу и наклонимся и попросим силушку
Ах ты дуб-дубок
Ты могуч
На ветру дубок – ты скрипуч
Дай мне силы, отваги, добра
Чтобы землю родную
Защитить от врага!
Рефлексия.
Наше занятие о русских богатырях подходит к концу. Вспомним, какой завет оставили нам богатыри?
- Защищать свою родину, беречь её.
- Защищать слабых бедных стариков, детей.
- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну-Родину.
- Быть верными родной земле.
Воспитатель. А сейчас я одену одному из вас богатырские доспехи, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
Чтение стихотворения
А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам
по нашей земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую.
Не затмить им солнце
наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А преданье старины
Забывать мы не должны
Дети. Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Под музыку «Богатырская сила» (композитор А. Пахмутова) дети уходят из зала.