Лучший педагог года

Социальный проект «Мой прапрадед — защитник Родины» ученика 8 класса

Клавдия Сергеева
Социальный проект «Мой прапрадед — защитник Родины» ученика 8 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №10"

Социальный проект на тему "Мой прапрадед - защитник Родины"

Автор работы: Вольф Кирилл ученик 8 класса.

Руководитель: Сергеева Клавдия Николаевна

Оглавление

Введение….….…. …3

Глава 1 Мой прапрадед Щербинин Павел Егорович….….….…. 5

1.1 Биография Щербинина Павла Егоровича…. ….5

1.2 Великая Отечественная война. Начало мобилизации ….….7

Публикация «Социальный проект „Мой прапрадед — защитник Родины“ ученика 8 класса» размещена в разделах

Глава 2 Практическая часть проекта…. ….…. …. ….9

2.1 Воинские документы Щербинина П. Е….…. 9

2.2 Анкетирование одноклассников…. ….13

Заключение….….15

Список использованных источников…. …. …17

Приложения….…. 18

Введение

Всё дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. С 1941 по 1945 - годы испытаний, горя и слез, боли и утрат, выпавшие на долю России. Поэтому тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной.

Мы, дети XXI века, мало что знаем о той страшной войне, не задумываемся, какой след оставила она в наших семьях. Я с раннего детства слышал о том, что мой прапрадед, Щербинин Павел Егорович, прошел всю Великую Отечественную войну и дошел до Праги. Бабушка показывала мне семейные реликвии – фотографии, дедушкино письмо с фронта и его красноармейскую книжку. К сожалению, я был еще мал и отнесся к истории своей семьи недостаточно серьезно.

Со временем я все больше узнавал о Великой Отечественной войне: из школы, из фильмов, из книг. Эта тема меня заинтересовала, и я пожалел, что так невнимательно когда-то слушал прабабушку. Сейчас я хочу исправить эту ошибку и узнать о своем предке как можно больше. Потому что память о славных подвигах наших дедов и прадедов должна жить в потомках, передаваться из поколения в поколение.

Я представляю проект «Мой прапрадед - защитник Родины».

Актуальность: зная историю своей семьи, лучше узнаешь историю своей страны.

Гипотеза: я предполагаю, что, изучив записи в красноармейской книжке моего прапрадеда, я смогу проследить его фронтовой путь.

Цель: проследить фронтовой путь моего прапрадеда Щербинина П. Е. во время Великой Отечественной войны и увлечь идеей поиска информации о воевавших предках моих одноклассников.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией Щербинина П. Е.

2. Изучить его воинские документы.

3. Рассказать одноклассникам о боевом пути моего прапрадеда.

Объект исследования: мой прапрадед Щербинин Павел Егорович.

Предмет исследования: воинский путь Щербинина Павла Егоровича.

Глава 1 Мой прапрадед Щербинин Павел Егорович

1.1 Биография Щербинина Павла Егоровича

В начале XX века по столыпинской аграрной реформе в поисках лучшей доли потянулись на Восточные склоны Урала и в Сибирь переселенцы из западных регионов России, Украины и Белоруссии. Несколько коми-пермяцких семей, в том числе и семья Лаврентия Щербинина, решили обосноваться в Караульной волости Верхотурского уезда. Получив наделы земли посреди вековой тайги стали корчевать лес, рубить дома, обживаться. Деревню свою они назвали – Крутая.

20 ноября 1908 года у одного из сыновей Лаврентия Щербинина, Егора, и его жены Лукерьи Тихоновны родился первенец, нареченный при крещении редким именем – Паладий. Деревня Крутая разрасталась, прибывала и семья Егора Лаврентьевича, только вот беда, ненадолго. Детки, что рождались после Паладия, все умирали. В конце концов, кто-то сжалился над убитой горем молодой матерью и посоветовал следующего сына назвать именем отца. То ли примета оказалась верной, то ли произошло совпадение, но только рожденный вскорости Егор Егорович и все последующие дети: Владимир, Александр и Нина, были здоровы и благополучны.

В 1917 году пришла на Урал революция, а затем и Гражданская война. Младший брат Егора Лаврентьевича, Иван, пошел служить в милицию, за что и был расстрелян отрядом князя Вяземского белой армии Колчака. После расстрела тело молодого парня сожгли и долго не давали хоронить останки. Но после победы Красной армии на месте расстрела Щербинина Ивана Лаврентьевича был установлен памятник, который стоит там до сих пор. (Приложение 1).

Когда старшему сыну Павлу (так в семье звали Паладия) исполнилось 18 лет, родители стали подумывать о женитьбе. Хозяйство у Щербининых большое, и в доме нужна была работница. Как раз в ту пору к соседям напротив приехала из другой деревни родственница, погостить. Даром в гостях, однако, хлеб не ела. С утра до ночи сидела у окна и пряла пряжу. Вскоре 16-летнюю Лизаньку просватали за Павла (Приложение 2).

Во время коллективизации все жители деревни Крутой дружно вступили в колхоз «Север». У Павла Егоровича и Елизаветы Якимовны год от года прибывала семья: Екатерина, Виктор, Мария, Зоя, Михаил, Валерий – счастье, да и только! Но ведь прокормить всех надо! И Павел решил учиться, окончил курсы ветеринаров, или, как тогда говорили, вет. фельдшеров. А дальше – война!

Вернувшись с фронта осенью 1945 года Павел Егорович перевез семью в Лобву, крупный рабочий поселок в 18 километрах от Крутой и устроился на работу в Лобвинский ветеринарный пункт.

Шел 1949 год, семья продолжала пребывать. После рожденного в 1947 году сына Алексея ожидалось новое пополнение. В окрестных колхозах, да и в Лобве не хватало гужевого транспорта, всех лошадей отдали фронту. Бригаду мужчин во главе с ветеринаром Щербининым отправили в Монголию для закупки лошадей. Дорога дальняя, поезда ходили медленно, питаться приходилось на станциях чем придется. На одной из станций компания поела чего-то несвежего. Плохо было всем, однако обошлось. И только организм Павла Егоровича, пережившего ленинградскую блокаду, не справился с отравлением. В Новосибирске его сняли с поезда. 10 июня 1949 года мой прапрадед умер, так и не увидев своего восьмого ребенка – дочь Любу. Похоронили Щербинина Павла Егоровича там же, в Новосибирске. Никто из семьи никогда не был на его могиле.

1.2 Великая Отечественная война. Начало мобилизации

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.

С 23 июня в стране была объявлена всеобщая мобилизация. Она коснулась военнообязанных 1905 — 1918 годов рождения. Всего за первые 8 дней войны призвали 5,3 миллиона человек.

Происходил призыв так: в городах повестку из военкомата приносили на дом, в деревнях - в сельсовет. Прямо на повестке указывалось: администрации предприятий немедленно освободить призывника от работы и выдать деньги на две недели вперед. На обороте указания: остричь голову наголо, иметь с собой документы и продукты, громоздких вещей - не брать. В повестке указывалось также, куда и когда прибыть. Предупреждали - за опоздание или неявку будете привлечены к ответственности.

Не все специальности подлежали мобилизации. Правительство предоставило отсрочки специалистам, работающим на военных заводах, комбайнерам и трактористам, занятым на уборке урожая, рабочим на лесозаготовках, учителям и некоторым другим специальностям.

Из воспоминаний Щербининой-Милюхиной Е. П. : «В 1941 году я окончила начальную школу. 22 июня мы, бригада девчонок-подростков, 7 человек, пололи свеклу в поле за 3 км от деревни. Верхом на лошади прискакала бригадир, Хорошева Ксения Степановна: «Война!». Мы не поверили, в деревне нет радио, только телефон в сельсовете, она что-то не так поняла! Возвращались с поля, однако грустные, озадаченные. В деревне плакали женщины – правда. Война!».

Началась мобилизация и в деревне Крутой. Павел Егорович Щербинин был призван на фронт в июле 1941 года. Перед долгой разлукой они с женой Елизаветой Якимовной сфотографировались - на память. На это фото она смотрела четыре бесконечных, тяжелых года. Это пожелтевшее от времени, потрепанное от множества касавшихся его рук фото хранится в семье и по ныне (Приложение 3).

Глава 2 Практическая часть проекта

2.1 Воинские документы Щербинина П. Е.

В нашей семье бережно хранятся различные старинные документы, есть среди них и воинские документы моего прапрадеда Щербинина Павла Егоровича: красноармейская книжка, удостоверение к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», а также письмо прапрадеда, датированное 10 июня 1945 года.

Красноармейская книжка – служебное удостоверение личности советских военнослужащих рядового и младшего командного состава Красной армии и ВМФ СССР введенное в 1940-41 годах (Приложение 4).

Красноармейская книжка содержала фотографию, сведения о месте жительства и данные жены или родителей, сведения о прохождении службы (Приложение 5). В книжке отмечалось получаемое красноармейцем вещевое имущество (Приложение 6). При увольнении из Красной Армии в красноармейской книжке делалась запись о демобилизации (Приложение 7).

К сожалению красноармейские книжки заполнялись вручную и по всей видимости второпях. Сегодня, имея на руках такой раритет, красноармейскую книжку моего прапрадеда, я не могу прочитать в ней все записи. Книжка от времени распалась, страницы пожелтели, чернила выцвели или размылись, да и писари, заполнявшие ее в течении 4-х лет, не заботились о каллиграфии.

Я сумел прочитать что Щербинин П. Г. был призван в июле 1941 года Надеждинским райвоенкоматом и направлен в должности младшего вет. фельдшера в конно-транспортную роту. Первая запись на страничке о прохождении службы сделана 8 августа 1941 года, в графе «часть» указан 522 вет. лазарет. Следующая запись от 17 февраля 1942 года – в графе «часть» указана 416 отдельная гуже-транспортная рота. Далее я сумел разобрать только дату – 24 марта 1943 года.

За помощью я обратился в Лобвинский историко-краеведческий музей им. Н. А. Лопаева и пообщался с заведующей музея Митряшовой Галиной Петровной. Галина Петровна рассказала мне о том, как проходила мобилизация в поселке Лобва и показала стенд с фотографиями лобвинцев - участников Великой Отечественной войны. На этом стенде я нашел фото Щербинина П. Е. (Приложение 8).

От Галины Петровны я также узнал, что в 2020 году к 75-летию Победы в Новолялинском городском округе была издана книга «Они сражались за Родину», в которой собраны сведения о жителях района, оставшихся в живых и вернувшихся домой после участия в Великой Отечественной войне.

Эту ценную книгу я нашел в Лобвинской поселковой библиотеке (Приложение 9). Однако сведения о Щербинине П. Е в книге оказались очень скудны (Приложение 10). Тогда сотрудники библиотеки посоветовали мне воспользоваться общедоступным электронным банком данных о судьбах участников Великой Отечественной войны www.pamyat-naroda.ru.

Я сделал запрос на Щербинина П. Е. на сайте www.pamyat-naroda.ru. Первая попытка была неудачной. Проблема в том, что в разных документах имя деда указано по-разному. В свидетельстве о рождении он записан как Паладий Георгиевич (Приложение 11, в свидетельстве о браке – Павладий Егорович (Приложение 12, все дети его по паспорту были Павловичи. К тому же в красноармейской книжке обнаружилась ошибка – неправильно записан год рождения. Проанализировав сведения из всех имеющихся документов, я сделал запрос по данным, указанным в красноармейской книжке и это привело к успеху!

С помощью официального сайта «Память народа» мне удалось найти документы ЦАМО (Центрального архива Министерства обороны) из которых следует, что Щербинин Паладий Георгиевич, житель колхоза «Север», Ляле-Титовского сельсовета, Новолялинского района, Свердловской области проходил службу в 106 отдельном артиллерийском батальоне 299 стрелкового полка 225 стрелковой дивизии Волховского фронта в звании старшины медицинской службы в должности вет. фельдшера (Приложение 13). Откуда 1 мая 1944 года был отправлен на излечение в госпиталь для легкораненых 4175 (Приложение 14). 12 мая 1944 года после госпиталя отправлен Ленинградским военно-пересыльным пунктом в 36 запасную стрелковую бригаду (Приложение 15).

После того, как я получил эти сведения мне стало гораздо легче разбираться в записях из красноармейской книжки. На основании записей можно сделать вывод, что после пребывания в 36 запасной стрелковой бригаде Щербинин П. Г. 26 июня 1944 года вернулся в свой 106 отдельный артиллерийский батальон, где продолжил службу, но уже не вет. фельдшером, а наводчиком орудия и командиром орудия (Приложение 16).

Из воспоминаний старшей дочери прапрадеда Щербининой-Милюхиной Е. П. : «Папа рассказывал, что воевал под Ленинградом. Войска также, как и город попали в блокаду. Было очень голодно. Постепенно съели всех лошадей, при которых он состоял. И тогда папу перевели артиллеристом к орудию». Эти воспоминания подтверждает запись в красноармейской книжке.

Подтверждение того, что Павел Егорович (буду называть его так, поскольку он сам себя так называл) действительно служил командиром орудия, но после окончания войны был переведен на прежнюю должность по специальности можно найти и в письме деда, адресованном его младшему брату Александру, датированном 10 июня 1945 года (Приложение 17).

Поскольку в красноармейской книжке после записи от 26 июня 1944 года следует запись от 25 сентября 1945 года о демобилизации Щербинина П. Г. можно сделать вывод, что до конца войны дед проходил службу в этом же войсковом соединении.

В Интернете я нашел сведения о том, что, войска Волховского фронта на протяжении битвы за Ленинград в 1941—1944 годах вместе с войсками Ленинградского фронта противостояли немецким армиям Группы «Север». В январе 1943 года войска фронта сыграли важнейшую роль в прорыве блокады Ленинграда, а в 1944 году — в полном освобождении города от вражеской блокады.

225 стрелковая дивизия после боевых действий на Волховском фронте продолжала наступление на территории Латвии, а в январе 1945 года в составе 1 Украинского фронта принимала участие в освобождении Чехословакии. В мае 1945 года дивизия остановилась в районе Йичина под Прагой, где и встретила Победу.

Таким образом, можно сделать вывод, что боевой путь моего предка Щербинина Павла Егоровича закончился под Прагой в мае 1945 года. Моя гипотеза подтвердилась, с помощью записей из красноармейской книжки моего прапрадеда я проследил его фронтовой путь.

В нашей семье хранится еще один ценный документ – удостоверение, в котором говорится, что за участие в Великой Отечественной Войне старшина Шербинин Паладий Георгиевич указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг» (Приложение 18). К сожалению сама медаль не сохранилась.

В этом году в преддверии 80-той годовщины снятия Ленинградской блокады и в память о дедушке я стал участником онлайн конкурса чтецов «Детские дневники блокадного города» (Приложение 19). Свой видеоролик я выставил в социальной сети ВКонтакте.

Каждый год 9 мая я принимаю участие в шествии «Бессмертный полк» с фотографией моего прапрадеда (Приложение 20).

2.2 Анкетирование одноклассников

Я провел анкетирование одноклассников с целью выяснить интересовались ли они историей своей семьи.

На вопрос участвовали ли их предки в Великой Отечественной войне 80% опрошенных ответили утвердительно, 20% - не имеют таких сведений (Приложение 21).

Из 80% опрошенных, ответивших что их предки участвовали в ВОВ, только 67% знают что-то об их боевом пути (Приложение 22).

87% опрошенных хотели бы узнать больше о боевом пути своих предков или вообще хоть что-то о них узнать. 13% эта тема не интересует (Приложение 23).

На вопрос сохранились ли в семьях одноклассников письма, фотографии или другие фронтовые документы их предков 40% опрошенных ответили утвердительно, 27% - отрицательно и 33% не знают об этом (Приложение 24).

При этом 93% опрошенных считают, что важно знать историю своей семьи (Приложение 25).

Проанализировав ответы одноклассников, я сделал следующие выводы:

• большинство ребят имеют минимальные сведения об участии их предков в Великой отечественной войне;

• почти все опрошенные хотели бы иметь больше информации о своих предках;

• однако, не все интересовались сохранившимися в семье воинскими документами;

• повальное большинство опрошенных уверены, что знать историю своей семьи важно, но почему-то ленятся это сделать, или не имеют возможности узнать.

Я решил помочь своим одноклассникам и пригласил на урок проектной деятельности библиотекаря Лобвинской поселковой библиотеки Вольф Наталью Александровну для консультации по вопросам поиска данных о своих предках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Наталья Александровна рассказала о Центральном Архиве Министерства Обороны (ЦАМО, который находится в городе Подольске Московской области. В этом архиве хранятся сведения о всех гражданах, призванных на военную службу с 1941 года по наши дни. Но, архив не выдает письменных справок в случаях, если сведения нужны в биографических или генеалогических целях.

Однако, существует общедоступный электронный банк данных о судьбах участников Великой Отечественной войны www.pamyat-naroda.ru, сведения для которого предоставлены тем же ЦАМО.

Библиотекарь показала моим одноклассникам как работает сайт «Память народа», объяснила какие могут возникнуть затруднения при поиске информации о родственниках. Некоторые из ребят моего класса с помощью Натальи Александровны тут же воспользовались сайтом и нашли информацию о своих предках (Приложение 26).

Таким образом, я сумел увлечь одноклассников идеей поиска информации о своих воевавших родственниках.

Заключение

Война - трагичное и жестокое слово. С ним связаны боль, страх, смерть, голод и холод. Однако события войны с течением времени уходят из памяти народа. Чем дальше военные годы, тем меньше мы вспоминаем об ушедших родственниках, о происходящих на нашей земле сражениях. Каждое новое поколение все меньше ценит вклад солдат, сражавшихся ради будущего детей и внуков.

Но ведь в каждой семье нашей огромной страны есть свои герои, принимавшие участие в Великой Отечественной войне. Те, кто отдали жизнь, отдали своё детство, своё здоровье, свой покой, защищая Родину.

Я часто слышу фразу «стыдно не знать историю своей страны», но, на мой взгляд, не менее стыдно не знать историю своей семьи. 1418 дней наши прадеды и прапрадеды, прабабушки м прапрабабушки защищали Родину. И всем, что мы имеем сейчас, мы обязаны им.

Подвиг наших предков - это урок нам и следующим поколениям, урок преданности, патриотизма, любви к Родине, стойкости, силы характера.

Так зачем нам помнить о войне? Помнить о цене, которую заплатили наши деды за свободу? А затем, чтобы не повторять ошибок, чтобы не допустить больше тех страшных событий. Чтобы гордиться теми, кто выстоял и дал нам возможность жить в свободной, мирной стране.

Каждое поколение несет ответственность за мир на земле.

Память - это то единственное, кроме слов, чем мы можем сказать спасибо сражавшимся за нас. Помня о несчастьях, которые принесла война, мы доказываем, что жертвы наших родных и близких во имя мира были не напрасны.

Работа над проектом была очень увлекательной и познавательной. Я словно перенесся на машине времени в прошлое и пообщался со своим прапрадедом, родившемся за сто лет до меня. Всю информацию, которую мне удалось найти о Щербинине Павле Егоровиче и документы, хранящиеся в нашей семье я передам своим детям.

Список использованных источников

1. Они сражались за Родину / Ред. Л. Н. Кильдюшевская. – Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2020. – 348 с.

2. https://aif.ru›society/history/tyazhelo…mobilizacii_1941.

3. https://archive.mil.ru/

4. https://pamyat-naroda.ru/

5. https://pamyat-naroda.ru›warunit/id10615/

6. https://polk.ru›forum/index.php?showtopic=2354

Публикации по теме:

Картина ученика 1 класса в смешанной технике с использованием природного материала «Осенний лес»Картина ученика 1 класса в смешанной технике с использованием природного материала «Осенний лес» Данную работу сделал ученик 1б класса МБОУ "СОШ с. Кривандино" Голубев Сергей. Картина написана красками и добавлена композиция из листьев.

Читательский дневник ученика 1 класса Читательский дневник. Ученика 1 «д» класса Уважаемые родители! Каждый учащийся начинает работу в дневнике читателя, в котором необходимо.

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации на тему «Защитник Родины» в старшей группеДетский мастер-класс по плоскостной аппликации на тему «Защитник Родины» в старшей группе Цель: Создать образ солдата путем плоскостной аппликации. Задачи: Закреплять умение выполнять работу в точной последовательности для воплощения.

Поделка ученика 1 класса «Соблюдай правила дорожного движения!»Поделка ученика 1 класса «Соблюдай правила дорожного движения!» Данную поделку сделал ученик 1б класса Сироткин Алексей. Своей работой он хотел показать, что необходимо соблюдать правила дорожного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальный проект «Мой прапрадед — защитник Родины» ученика 8 класса
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 13:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальный проект «Мой прапрадед — защитник Родины» ученика 8 класса» (включая файлы) размещена пользователем Клавдия Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД