Елена Инкина
Социальное партнерство ДОУ: формы, региональная специфика, уровни, отраслевая распространенность
▼ Скачать + Заказать документы
Качественная реализация образовательной программы ДОУ невозможна без социального партнерства, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения непосредственным образом влияют на оптимальную социализацию ребенка-дошкольника, способствуют развитию творческой самореализации всех участников образовательного процесса. Развитие социальных связей детского сада с объектами города дает дополнительный положительный импульс и для развития и обогащения личности ребенка, совершенствует взаимоотношения с родительской общественностью. Обогащение эмоциональных впечатлений детей также позитивно влияет на развитие их творческих способностей, придает им эстетическую насыщенность.
Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
• работу с органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждением здравоохранения;
• взаимодействие с учреждениями образования и культуры;
• с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов, сохранения имиджа учреждения в обществе, обязательность исполнения договоренности.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
1. партнерство внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности (сюда входят педагогические советы детских садов, объединения специалистов дошкольных учреждений по актуальным вопросам оказания помощи детям, родителям, родительская общественность, методические объединения воспитателей из разных учреждений и т. д.);
2. партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (к ним относятся учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей);
3. партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (это коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и другие.
4. До настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, стать «открытой системой». Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
ЦЕЛЬ:
Создание системы партнерства ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
ЗАДАЧИ:
1. Разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами.
2. Установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для ДОУ, так и сообщества) общественного окружения.
3. Развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
4. Формировать положительный имидж ДОУ в местном социуме.
Взаимодействие с Домом культуры.
Задачи: развитие творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса, через участие воспитанников в мероприятиях, проводимых в доме культуры и посещение детьми кружков. Дети нашего детского сада участвовали в концертных программах: «Звездный дождь», «День Победы», посещали киносеансы.
Взаимодействие с центральной детской библиотекой им. С. И. Шуртакова.
Задачи: воспитание грамотного слушателя, приобщение к культуре чтения художественной литературы.
Использование фонда библиотеки позволяет организовывать интересные занятия с детьми, выставки детской литературы, проведение бесед с детьми по прочитанным книгам, городские конкурсы чтецов. Работники библиотеки, очень творческие люди, они с энтузиазмом готовили для наших детей тематические встречи: «В гостях у дедушки Корнея», «От лучины до лампочки», провели театрализованный праздник «Библиотека, книга, я — вместе лучшие друзья!», игровую программу «Весёлые приключения в стране дорожных знаков».
Взаимодействие с учреждением здравоохранения.
Задачи: объединение усилий сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
• лечебно – профилактические мероприятия (медосмотры, прививки);
• оказание врачебной помощи;
• проведение медицинских осмотров детей и работников ДОУ;
• профилактические осмотры врачами-специалистами детской поликлиники детей детского сада;
• Выступления медперсонала на родительских собраниях.
В детском саду разработан проект «Об инсульте знают даже дети» и система действий по приобщению детей к ЗОЖ с использованием здоровьесберегающих технологий. Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений. Предложенный проект способствует решению проблем в здоровьесберегающем развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников, их родителей и социума.
Социальный партнер – школа.
Задачи: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Школа является самым важным социальным партнером дошкольного учреждения. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа» – одной из важнейших составляющих в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников.
Учителя школы и воспитатели имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду и в школе, узнать основные требования «Программы», по которой работает ДОУ и начальная школа. Методическая работа предполагает проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
- адаптация учащихся первых классов к обучению в школе;
- психологическая готовность ребенка к школе;
- задачи детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.
Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствуют учителя, набирающие детей в первый класс.
В целях повышения мотивации к школьному обучению для воспитанников старших и подготовительных к школе групп каждый год организовываются посещения школы: экскурсии, где ребят знакомятся со школой, кабинетами, спортзалом, открытые уроки. Каждый год дети подготовительных к школе групп приглашаются в школу на День знаний, с нетерпением ждут концерты и театральные представления с участием школьников.
Взаимодействие с родителями.
Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Одним из самых важных и ближайших партнёров дошкольных образовательных учреждений являются родители наших воспитанников. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного учреждения.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов детского сада, с родителями.
Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительных результатов. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Детский сад сегодня должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Педагогическому коллективу необходимо построить эффективную систему взаимодействия с объектами социального окружения, которая должна будет способствовать наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых. Сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области.
Таким образом, организация социокультурной связи между дошкольным учреждениям и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг.
Библиографический список:
- Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом, 2015 г;
- Кочетова Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей, 2014 г;
- Евдокимова Е. С. ,Додокина Н. В., Кудрявцева А. Е. Детский сад и семья. Методика работы с родителями;
- Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. ; Под редакцией Н. Ф. Виноградовой, - М. : Просвещение, 1989. - 192с. : ил.
- Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
- Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
- Библиотека журнала «Управление ДОУ» «Педагогическое взаимодействие с детским садом», издательство «Творческий центр», Москва 2013.