Линнова Анна
Социально значимый проект «Читайте вместе с нами»
Паспорт проекта «Читайте вместе с нами»
Тип проекта : «Читайте вместе с нами»
Тип проекта по доминирующей деятельности: социально – коммуникативная, познавательная,
По сфере применения результатов: социальный
По числу участников проекта : групповой
Срок реализации: сентябрь – декабрь 2020 г.
Участники проекта :
- воспитатели и дети старшей – подготовительной группы;
- родители (законные представители) воспитанников.
Публикация «Социально значимый проект „Читайте вместе с нами“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Социальные партнеры :
родители (законные представители) и воспитанники других групп детского сада.
Актуальность проекта :
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника,
т. к. он является своеобразным читателем.
Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.
К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.
Цель проекта : формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;
- познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе, с разными видами домашнего чтения;
- помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;
- создание правильного диалогового общения для ребенка и взрослого во время чтения;
- формирование репертуара материнского чтения для детей раннего и дошкольного возраста;
- привлечение мам в качестве волонтеров для чтения детям вслух в ДОУ;
- обеспечение библиотечного содействия материнскому чтению;
Управление проектом :
Руководитель проекта Линнова Анна Александровна – воспитатель.
Управление проектом осуществляется по средствам проведения занятий, бесед.
Форма контроля результатов : фото - отчет о ходе реализации проекта, оформление детской библиотеки на базе ДОУ.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
Сбор информации, изучение методической литературы по данной теме, анкетирование родителей и детей по выявлению интересов. Составление проекта и плана работы по данной теме. Подготовка развивающей предметно – пространственной среды в группе. Информирование родителей о ходе реализации проекта через сайт ДОУ и родительские уголки
Практический:
реализация проекта. Проведение занятий, сюжетно ролевых и дидактических игр. Решение проблемных игровых ситуаций. Проведение мероприятия
«Литературный КВН». Мастер – класс по изготовлению «Книжки – самоделки». Чтение художественной литературы, пересказ сказок и постановка театрализованного этюда детям младших групп. Работа по созданию детской библиотеки. Анкетирование и беседы с родителями.
Итоговый:
Создание детской библиотеки, Изготовление «Книги – самоделки», организация выставки. Разработаны памятки для родителей «Организация чтения художественной литературы в семье».Поощрение лучших читательских семей.
Проект по характеру деятельности.
Воспитатель:
- подбирает необходимый материал;
- привлекает родителей воспитанников к оформлению мини – библиотеки, предметно – пространственной среды группы и сада;
- организует образовательные ситуации с воспитанниками;
- разрабатывает анкету для родителе «Семейное чтение»;
- Оформляет памятку для родителей «Организация чтения художественной литературы».
Родители и дети:
- помогают в создании детской библиотеки;
- принимают участие в оформлении выставки творческих работ;
- участвуют в Акции «Подари книгу другу».
Методы реализации проекта :
- создание развивающей среды;
- словесные беседы;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно – ролевые и дидактические игры;
- выставки;
- досуговое мероприятие «Литературный КВН»
- анкетирование;
- постановка театрализованного представления.
План мероприятий
№ п/п Мероприятия сроки ответственный
1. Беседы:
- «Моя любимая книга»
- «Бережное хранение книги»
- «Какие бывают книги»
- «Читаем вместе, всей семьей» сентябрь-декабрь воспитатель
2. Просмотр презентаций:
- «Приобщение ребенка – дошкольника к миру художественной литературы»
- «Организация чтения дома»
- «Ребенок и книга» октябрь-ноябрь воспитатель
3. Продуктивная деятельность:
- Памятка для родителей «Организация чтение художественной литературы»
- Создание детской библиотеки «Дом где живут книги»
- Выставка творческих работ «Книжки – самоделки». октябрь -декабрь воспитатель
родители
дети
4. Сюжетно – ролевые игры:
- «Библиотека»
- «Книжная лавка»
- «Книжная больничка» октябрь - ноябрь воспитатель
дети
5. Мероприятия:
- «Литературный КВН»
- Акция «Подари книгу другу» ноябрь - декабрь воспитатель
родитель
дети
6. Досуг:
- Театрализованная постановка по сказке
«Теремок».(для мл. дошкольников) ноябрь Воспитатель
муз. руководитель
дети
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
- Возрождение традиции домашнего чтения;
- Обобщение и распространение опыта воспитания и обучения по приобщению детей к художественной литературы;
- Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка.
Перспективы проекта :
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды ДОУ по вопросам речевого развития ребенка;
- По проекту накоплен материал, который будет полезен педагогам работе в детьми по данному направлению;
- Созданы презентации «Приобщение ребенка – дошкольника к миру художественной литературы», «Организация чтения дома», «Ребенок и книга»;
- Создана памятка – рекомендация для родителей «Организация чтения художественной литературы».
Вывод:
Проект должен помочь сформировании грамотного читателя, возрождить традиции семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. Помочь родителям осознать ценность детского чтения.
Используемая литература:
1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 2002г.
3. Доронова Т. Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М. : Просвещение, 2004 г.
4. Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
5. Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
6. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2010г
7. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение,2006 г.
8. Пушкин А. С. Сказки. -М. : Детская литература, 2007г.
9. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г