Жанна Аллахвердян
«Мы весёлые туристы». Социально-значимый образовательный проект
▼ Скачать + Заказать документы
Социально значимый образовательный проект
"Мы весёлые туристы".
Вид проекта : социально значимый
Продолжительность проекта : с 8.09.2024 – 11.11.2024г (среднесрочный).
Участники проекта : дети старших групп, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители воспитанников
Актуальность проекта :
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей, даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время
значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют, лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. В настоящее время имеет развитие детский туризм, его рассматривают как один из методов ознакомления с окружающей природой и животными.
Сердцевина туризма — это поход, путь к цели и, соответственно, преодоление препятствий, на пути к этой цели встретившихся.
Поход — не просто «физкультурно-оздоровительное мероприятие на свежем воздухе». Это, прежде всего перемещение в другую психологическую реальность, требующую особого поведения, предъявляющую особые требования к личностным проявлениям. Дети должны идти по настоящему маршруту к настоящей цели.
Поход – возможность получения ярких, незабываемых впечатлений, отдыха от непосредственной образовательной деятельности.
В походах дети учатся по- настоящему дружить, приходить на помощь, заботиться о товарищах. Чем больше впечатлений, знаний получит ребёнок, тем лучше разовьется ег мозг, станет пластичным, а ум –гибким.
Эти качества в дальнейшем помогут хорошо справляться с учебными задачами в школе, противостоять стрессам.
Проблема: Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой в рамках рекреационного туризма.
Цель проекта : Приобщение дошкольников и их родителей к
здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.
Задачи проекта :
Образовательные :
- Расширять знания детей о туризме, закрепить на практике знание основ безопасного поведения на природе, в туристическом походе;
- Знакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначение определенных предметов, необходимых в походе;
- Сформировать умения необходимые в туристическом походе;
- Расширять знания о представителях растительного и животного мира родного края.
Развивающие: - Развивать познавательные способности, через исследовательскую деятельность, расширяя знания детей об окружающем мире;
- Способность умению ориентироваться на местности с помощью компаса;
Воспитывающие:
- Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде;
- Формирование желания вести здоровый образ жизни, через развитие туристической деятельности.
Методы проекта : Утренний круг, беседа, рассказывание историй. Сюжетно-ролевая игра, проблемные ситуации, изготовление оборудования из бросового материала.
Этапы работы над проектом.
1 й этап-мотивация.
С целью мотивации детей старшей группы на рабту над проектом воспитатель и инспектор по физической культуре провели с детьми цикл бесед, показ презентаций по темам: «Кто такие туристы», «Для чего нужны походы?», «Правила здорового образа жизни».
После просмотра презентаций и бесед последвали вопросы от детей: Куда в нашем городе можно пойти в поход? Какая одежда нужна туристу? Какие предметы-помощники нужны туристу в похде?
Так появилась идея проекта, и вместе с детьми перешли к выполнению модели трёх вопросов.
2 й этап-разработка совместного плана работы педагогов и родителей над проектом.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой- Свирской.
Что мы знаем о туризме? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
• Турист-это человек, который путешествует. (Злата С.)
• Чтобы путешествовать, нужно быть здоровым. (Вера С.)
• Мы тоже можем совершить поход в парк. (Лев А.)
• Чтобы быть сильными и выносливыми туристами, нужно заниматься физкультурой. (Матвей С.) • Какая одежда нужна туристу? (Платон А.)
• Какие предметы-помощники нужны туристу в похде?
• Можно ли проводить эксперименты по физкультуре? (София К)
• Туризм - это вид спорта? (Дима К.)
• О знаменитых туристах. (Артём Г.)
• Спросить у мамы или папы. (Вера С.)
• Можно прочитать в энциклопедии. (Милания Д.)
• Спросить у инструктора по физической культуре, у воспитателей. (Виктория С.)
• Узнать из интернета. (Илья С.)
• Посмотреть программу по телевизору. (Вика С.)
• Организовать экскурсию на стадион, в парк. (Ж. В)
Разработан план
№ п/п Формы работы Наименование мероприятий
1. Беседы
• «Кто такие туристы?».
• «9 нельзя – правила поведения в природе».
• «Для чего нужны походы?»
• Что такое туризм? Поход?
• «Виды туризма».
• «Правила здорового образа жизни».
• Рассматривание альбомов «Дети в походе», «Лекарственные растения».
2. Итоговое НОД • «Юные путешественники».
3. Экскурсии • Прогулка-поход в осенний лес «Осенние тропинки» на стадион.
• Прогулки в форме квест-игры «Следопыты с картой» на территории детского сада.
4. Чтение сказок рассказов и стихов о туризме • Поучительные сказки о здоровом образе жизни.
• В. Гаршина «Лягушка - путешественница».
• С. Михалков «Весёлый турист».
• А. Сажин «Вперёд в поход!» .
• Н. Боталова «Сказка о туристах».
• М. Зощенко «Великие путешественники».
• Сказка о том, как Хомяк с Бабочкой в поход ходили.
• «Бременские музыканты»
5. Игровая деятельность Дидактические игры:
• «Собери рюкзак в поход».
• «Найди ошибки художника».
• «Кому нужны эти вещи».
• «Чрезвычайные ситуации на дороге: Что лишнее?».
• «Больше- меньше, длинней- короче».
• «Отгадай, какой вид туризма».
• «Лабиринты».
• «Сложи картинку».
Настольные игры:
• «Что к чему».
Подвижные игры:
• «Горячая картошка».
• «Хитрый филин и мыши».
• «Костер - шалаш».
• Игра – эстафета «Походный суп».
• Эстафета «Что возьмем с собой в поход».
• Эстафета «Рюкзачок»».
• Эстафета «Собери костёр».
• Эстафета «Вперд в поход!».
Сюжетно – ролевая игра:
• «Семья, сюжет: «Поход».
• «Мы – туристы!»
6. Составление рассказов • Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Весёлые туристы».
• Загадывание туристических загадок.
7. Рассматривание иллюстраций • Рассматривание иллюстраций на тему «Туристы».
• Фотографии «Туристы в горах».
8. Прослушивание музыкальных произведений • Бременские музыканты – «Ничего на свете лучше нету».
• С. Ранда – «Путешественники».
• А. Варламов – «Путешествие вокруг земли».
• Лев Барашков – «Если с другом вышел в путь».
• Большой детский хор. «Песня юных туристов».
9. Художественно-творческая деятельность Рисование:
• «Мы в походе».
• «Туристические походы моей семьи».
• Знаки «Правила поведения в природе».
Лепка
• «Туристы в горах»
Апплкация:
• «Укрась рюкзак туриста».
Конструирование «Чудесные превращения»
• Изготовление атрибутов для подвижных игр на природе из бросового материала.
• Изготовление нестандартного физ. оборудования.
10. Экспериментально-исследовательская деятельность • «Зачем человеку руки?».
• «Сильные ножки».
• «Что лучше, руки или ноги?»
• «Удержи равновесие».
11. Спортивные акции Акция с раздачей информационных буклетов «Любители приключений, современный детский туризм».
13. Просмотр мультфильмов. • «Смешарики: Туризм. Путешествие на край земли».
• Волшебная книга. Правила поведения в походе. Мультсериал от МЧС для малышей.
• «Слоненок-турист».
• «Ми -ми-мишки». Спортивный мегасборник.
14.
Работа с родителями Консультации:
• Родительское собрание «Готовимся к походу».
• Оформление семейной фотовыставки «Мы ребята – туристята».
• «Физкультурное оборудование своими руками».
• «Детский туризм — дело серьёзное».
• Буклеты «Здоровый образ жизни семьи -залог здоровья ребенка», «В здоровом теле -здоровый дух!»
• «Роль туризма в развитии ребенка»
• «Путешествуйте вместе, или как туризм может сплотить семью»
• Памятка для родителей «В поход всей семьёй».
• Анкета для родителей «В поход всей семьёй».
• Буклет для родителей «Семейный туризм».
• Участие в сборе бросового материала для изготовления нестандартного
физ. оборудования для похода.
Для реализации плана проекта «Мы весёлые туристы!» в группе были созданы условия. Изучив интересы детей, мы обогатили предметно-развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Центр науки:
• Энциклопедии
• Презентации «Береги своё здоровье и заботься о нём», «Страна здоровья», «Здоровый образ жизни».
• Фотографии: «Виды спорта», «Спортивный инвентарь».
Центр математики:
Развивающие игры:
• «Цифры».
• «Блоки Дьенеша».
• Головоломки, лабиринты на спортивную тематику.
Центр экспериментирования:
Оборудование для экспериментирования:
• Карточки.
Центр книги и общения:
• Художественная литература по теме проекта.
• Иллюстрации и фотографии по теме проекта.
• Предметные картинки из серии «Что нужно тристу».
• Предметные и сюжетные картинки на спортивную тематику.
Центр конструирования:
Бросовый материал:
• Киндеры.
• Разовые контейнеры.
• Трубочки от коктейля.
• Цветной картон, цветная бумага.
• Различные конструкторы.
Центр искусства:
• Раскраски на тему «Мы туристы».
• Пластилин.
• Акварельные краски.
• Восковые мелки.
• Фломастеры.
• Штампы.
Центр игры:
• Настольные игры «Слож картинку».
• Деревянные палки.
• Карты-маршруты.
• Мячи.
• Скакалки.
• Кегли.
• Карточки с упражнениями.
Взаимодействие с семьё й:
• Памятка для родителей.
• Акции с участием родителей.
3 этап- практический.
Ежедневно при проведении утреннего круга воспитатели рассказывали детям о том, какие материалы приготовлены в каждом центре по теме проекта.
Наиболее востребованными были центр книги и общения, центр игры, центр искусства и конструирования.
Особый интерес вызвал у детей беседы «Правила здорового образа жизни», «В поход можно ходить только со взрослыми», «У каждого туриста свои обязанности», «Что нужно для похода?» (укладка рюкзака, «Как правильно одеться в поход?».
Детей заинтересовал тот факт: то что, кто хочет стать настоящим туристом, должен многое уметь и знать: должен уметь собирать своё и групповое походное снаряжение, уметь подбирать одежду в соответствии с сезонными и погодными условиями, должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве.
Воспитателями группы были изготовлены дидактические игры: «Сложи картинку», «Что к чему?».
В Центре книги и общения из энциклопедий дети узнали о том, как устроен организм человека, как заботиться о воем здоровье. Рассматривая картины на спортивную тематику, дети активно обсуждали какие летние, и зимние виды спорта существуют, какой спортивный инвентарь присущ определенному виду спорта.
Совместно с вопитателем обсудили поговорки:
Кто путешествует, тот познает.
Хочешь узнать человека – соверши с ним путешествие.
Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Не бойся дороги, были б здоровы ноги.
Кто в море бывал, тот лужи не боится.
Дорогу осилит идущий.
В путь выйдешь – спутники найдутся.
Народная мудрость помогла детям понять то, что кто много путешествует, тот много познаёт, укрепляет свое здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым.
Также дети отгадывали туристические загадки :
• Он с тобою и со мной шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной, на ремнях с застёжками.
(Рюкзак)
• И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет,
А как спать в ней сладко. Что это?
(Палатка)
• И в тайге, и в океане он отыщет путь любой.
Умещается в кармане, а ведёт нас за собой.
(Компас)
• Он в походе очень, нужен, он с кострами очень дружен.
Можно в нём уху варить, чай душистый кипятить.
(Котелок)
Отгадывая загадки, дети поняли, что необходимо брать с собой в поход.
В центре экспериментирования была проведены эксперименты: «Зачем человеку руки?» «Сильные ножки», «Удержи равновесие» и др. С помощью экспериментов решили выяснить: для чего человеку нужны руки, ноги? Что важнее руки или ноги? Дети с удовольствием принимали участие в экспериментах.
В результате экспериментов совместно с детьми сделали выводы: какая рука ведущая; человек без нижних конечностей не сможет передвигаться; ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии, на одной ноге устоять тяжелее, чем на двух; ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой, чтобы ходить в туристические походы.
Прежде чем отправиться на прогулку-поход, инструктор по физической культуре рассказала правила передвижения во время похода.
По пути на стадион говорим и наблюдаем за природными объектами родного края - рассматриваем дерево «Дуб» и его плоды. Как меняются растения со сменой времени года?
Внимание детей привлекло большое скопление жуков - пожарников на стволах деревьев. Дети понаблюдали за тем, как они прокладывают себе дорогу, делая туннели в древесине, как готовятся к зиме. Также узнали о том, что жуки-пожарники часто скрываются на зиму под слоем опавшей листвы. Также уточнили, какую пользу приносят жуки-пожарники. Этих насекомых можно встретить в садах, где они трудятся на благо человека. Они тем и заняты, что избавляют садово-огородный участок от насекомых-вредителей.
При переходе дороги на перекрестке, соблюдали правила дорожного движения.
Прибыв на конечную точку маршрута, на стадион, организовали привал.
Рассматрели альбом «Правила поведения в природе». Дети вспомнили и перечислили: «9 нельзя – правила поведения в природе» :
Нельзя рубить деревья
Нельзя ловить бабочек
Не топчите грибы
Нельзя рвать цветы
Нельзя топтать и разорять муравейники
Нельзя рвать паутину
Нельзя в лесу включать громкую музык
Не разоряйте птичьих гнезд
Нельзя разжигать костер в лесу.
Из беседы «Мусор в природе», дети узнали много полезной информаци о том, какой вред можно нанести природе мусор, оставленный туристами.
Посредством игры –эстафеты «Вперед в поход!», дети складывали в рюкзак не те предметы которые могут пригодиться, а только, то, без чего нельзя обойтись в туристическом походе.
Эстафета «Собери костёр». После эстафеты вместе с детьми обсуждили, как правильно разводить костер и тушить.
С детьми подготовительной группы ровели прогулку в форме квест-игры «Следопыты с картой». Упражнение «Ориентирование в пространстве» помогла детям работать по карте и найти место, обозначенное на карте крестиком.
Посредством дидактическая игра «Больше- меньше, длинней- короче»
дети закрепить понятия больше- меньше, длинней- короче, шире- уже путем сравнивания следов ног туриста со своими.
Изучив правила игры «Отгадай, какой вид туризма», дети научились безошибочно узнавать и называть виды туризма, определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида туризма. Знания, полученные в ходе дидактической игры, дети отразили в своих играх.
Полученные знания в процессе прогулки-похода, дети поспешили отобразить так же в сюжетно-ролевой игре «Мы туристы» сюжет: «Поход».
В Центре искусства дети самостоятельно выбирали картинки-раскраски с изображением любимого сюжета, раскрашивали картиноки.
Была организована выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Туристические походы».
Воспитатели, совместно с детьми, оформили коллаж для родителей «Весёлый рюкзачок». Дети нарисовали предметы, которые нужны в туристиеском походе.
Инструктор по физической культуре оформила информационный стенд «Газета для любознательных родителей» с рекомендациями по организации семейных прогулок – походов для оздоровления детей.
Родители воспитанников тоже активно действовали по совместно разработанному плану. Вместе с детьми они побывали на стадионе, в парке, на море, в горах.
Из фотографий семейного архива была оформлена стенная газета «Весёлый турист». Дети узнали о разных видах семейного отдыха, походов.
Так же родители совместно с детьми приняли участие в спортивной акции с раздачей информационных буклетов «Любители приключений, современный детский туризм», снимали видеоролики, которые были размещены в группе «Сказка 11 Кореновск» в Instagram.
4 этап - итоговый.
Итоговое мероприятие проекта - спортивный досуг «Веселые старты»
Проанализировав совместно с детьми, родителями, физ. инструктором и педагогами выполнение плана проекта, отметили заслуги каждого участника проекта.
Вопросы к детям:
• Знаете ли вы зачем надо ходить в походы?
• Что нового и интересного вы узнали, чему научились?
• Как и где будете использовать свои знания?
• В каком Центре вам интереснее всего было работать и почему?
• Что вам больше всего понравилось или удивило в ходе выполнения проекта?
Вопросы к родителям:
• Как Вы считаете, чему научились дети?
• Какие мероприятия плана были наиболее удачными?
• Что нового Вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
• Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги проанализировали результаты проекта.
Вопросы педагогам:
• Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
• Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта? Почему?
• Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективными для решения задач проекта?
• Что нужно будет учесть в следующий раз?
Ожидаемые результаты проекта Полученные результаты проекта
• Повышение знаний детей о видах туризма.
• Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников.
• Развитие активности, самостоятельности.
• Будут сформированы умения необходимые в туристическом походе.
• Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами
безопасного поведения в природе.
• Заинтересованность родителей в совместной двигательной деятельности с детьми: на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта.
• Участники совместного проекта приобретут навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.
• Сформированы знания о детском туризме.
• Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.
• Знают представителей растений зоны своей местности.
• Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе.
• Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.
• Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.
• Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость,
доброжелательность, выносливость и ловкость.
• Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами
безопасного поведения в природе,
на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта.
• Родители изъявили желание оказывать посильную помощь в организации оздоровительных мероприятий в ДОУ.
Таким образом, туристические прогулки - походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.
Список использованной литературы:
1. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015. 2. Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 3. Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О. И. Бочкарева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 4. Весёлая физкультура для детей и их родителей. О. Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2008 5. Интернет – ресурсы. 6. Рыбак Е. В. Модели сотрудничества детского сада с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника // Детский сад : теория и практика. – 2011. – № 10. – С. 92–96.