Елена Косарева
Социально-психологический тренинг «За» и «против»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-психологический тренинг
Цель - дать четкое представление о ценностях, касающихся принятия ре-шений в ситуациях высокого риска и давления со стороны сверстников.
Задачи:
• Оценить степень влияния на собственное поведение со стороны окружающих.
• Формирование навыков оценки опасности чужого поведения.
• Отработка навыков объективной оценки собственных действий.
• Сплочение группы. Создание позитивного настроя.
Материалы: Флипчарт. Маркеры. Плакат «Круг эмоций». Карточки двух цветов (зеленые и красные). Фото для упражнения «Физиономист»
Вводная часть
Публикация «Социально-психологический тренинг „За“ и „против“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Педагог-психолог: Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о людях. Есть такая пословица - «Встречают по одежке, а провожают по уму». Говоря это, мы имеем в виду, что первое впечатление, безусловно, важно, но оно часто бывает ошибочно. Люди бывают хорошие и не очень, и сегодня мы попробуем разобраться, как их различать, и поговорим о правильном выборе позиции в общении с людьми. Но для начала мы, как всегда, проведем наш эмоциональный термометр.
Упражнение «Круг эмоций»
Педагог-психолог: У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге - от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию, или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.
Ну что, время размяться перед серьезным разговором.
Разминка «Приветствие»
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами будем здороваться, но не просто за руку, а необычным способом. Задача - поздороваться теми частями тела, которые я вам буду называть.
Ведущий называет разные части тела, которыми участники должны здороваться (коленями, локтем, головой, запястьем, пятками, спиной и др.) и дает время на выполнение задания. Желательно начинать с более простых задач, постепенно усложняя.
Педагог-психолог: А теперь время перейти к нашей сегодняшней теме.
Упражнение «Мнение»
Педагог-психолог раздает каждому участнику по две заранее приготовленные карточки, красную и зеленую.
Педагог-психолог: У вас в руках карточки двух цветов - красный и зеленый. Сейчас я буду читать утверждения, и, если вы с ними согласны, вы поднимаете зеленую карточку, а если не согласны - красную.
Итак, утверждения.
• Друг - это человек, который за тебя горой.
• Мнение друзей и знакомых очень важно.
• Человек - существо общественное.
• Прежде чем что-то сделать, нужно посмотреть, к какому результату это действие привело остальных.
• В жизни надо попробовать все.
• Все в этой жизни решают связи.
• Друзья плохого не посоветуют.
• Для каждого человека существуют свои собственные правила, законы и нормы.
• Если твои знакомые говорят, что ты прав, значит, так и есть.
• Лучше уступить, чем потерять друга.
После каждого утверждения следует обсудить мнения участников. Сами постарайтесь занимать нейтральную позицию. Контролируйте время об-суждения.
Педагог-психолог: Итак, если вы подняли зеленую карточку больше трех раз, то вы, как и большинство из нас, подвержены влиянию со стороны окружающих. Иногда это влияние идет нам на пользу, иногда является вредоносным, все зависит от человека, и от людей, которые его окружают. Но как понять, какой перед тобой человек? И насколько безопасно его поведение?
Упражнение «Физиономист»
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами побудем немного физиономистами. Постараемся по фотографии определить, что за человек перед нами, какой он, чего добился в жизни.
Ведущий показывает портрет человека. Каждый участник предполагает, что это за человек, какова его работа, досуг, профессия, черты харак-тера, наличие семьи и т. д. Задача упражнения - продемонстрировав положительный образ на фотографии, показать участникам, что за приятной внешностью, может скрываться опасный человек. Например, Андерс Беринг Брейвик. Можно взять фотографию любого известного преступника, главное, чтобы на снимке он был изображен максимально приятным образом.
Педагог-психолог: На самом деле, на фотографии изображен Андерс Беринг Брейвик (норв. Anders Behring Breivik; род. 13 февраля 1979 года) - норвежский националист, террорист, организатор и исполнитель взрыва в центре Осло и нападения на молодежный лагерь 22 июля 2011 года. В результате терактов погибли 77 человек и 151 получили ранения. Андерс сознался в совершении данных преступлений, однако отказался признать свою вину. 24 августа 2012 года был признан вменяемым, виновным и приговорен к 21 году тюремного заключения.
Педагог-психолог: Теперь мы с вами видим, что только по внешности невозможно предсказать поведение человека и довольно приятный внешне человек может оказаться опасным преступником и наоборот, неприятный с виду человек может оказаться достойным членом общества.
Заключительная часть
Групповое обсуждение
Педагог-психолог: Что же нужно для того, чтобы человеческое поведение стало более понятным? Давайте обсудим.
Выслушайте ответы. Постарайтесь натолкнуть участников на мысль, что для понимания поведения человека нужно время.
Педагог-психолог: Итак, для понимания поведения человека нужно время. И когда вы попадаете в новую компанию, не всегда с первого взгляда возможно определить, насколько люди в этой компании руководствуются общепринятыми правилами и нормами поведения, не будет ли их влияние на вас негативным.
Взаимоотношения с людьми - это обыденный, постоянный, но все-таки очень сложный процесс. Общаться с человеком или нет - это проблема выбора каждого. Однако почему-то множество людей ошибаются, делая свой выбор в пользу общения с человеком, взаимодействие с которым приводит к негативным последствиям.
Педагог-психолог: Надо сказать о том, что с проблемой выбора мы сталкиваемся каждый день как в простейших бытовых ситуациях, например, в магазине (какой сорт чая выбрать, так и в гораздо более сложных, например, какую профессию выбрать, кем быть.
Упражнение «за» и «против»
Поделите участников на две малые группы.
Педагог-психолог: Сейчас я вам буду зачитывать ситуации. Перед вами стоит проблема выбора. Задача первой группы обсудить и записать аргументы «За», а второй - аргументы «Против». Потом обсудим. Итак, ситуация:
Педагог-психолог: Ты в новой компании, попасть в которую ты стремился очень долго. Вы собрались вместе и прекрасно проводите время. Вдруг одному из ваших новых приятелей приходит идея развлечься. Его сосед по дому уехал в командировку, а его новый автомобиль стоит под окнами, и было бы просто здорово на нем покататься. Все загорелись этой идеей. Естественно тебя тоже приглашают поучаствовать.
Педагог-психолог: У тебя сложная финансовая ситуация. Твой знакомый предлагает тебе подзаработать. Задача несложная: доставить небольшой пакет до адресата. Ты точно не знаешь, что в пакете, но догадываешься о том, что речь идет о чем-то противозаконном.
Педагог-психолог: Ты на дне рождении своего друга. Все веселятся, а тебя накануне бросила девушка и тебе грустно. Один из приятелей замечает твое настроение и говорит: «Да забей, смотри, что у меня есть. Пара глотков и как рукой снимет». И протягивает тебе бутылку без этикетки.
В зависимости от работоспособности группы ведущие могут разобрать либо одну, либо все три ситуации, либо дополнительно использовать еще какие-либо ситуации, в которых есть проблема выбора.
Педагог-психолог: Молодцы! Такой диалог «За» и «Против» происходит у любого человека, когда он сталкивается с проблемой выбора. И к этим «За» и «Против» надо прислушиваться очень внимательно. Особенно, если возникает страх и дискомфорт.
Информационный блок
Педагог-психолог: Итак, при взаимодействии с людьми следует:
• Обязательно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
• Взвесить собственные возможности.
• Оценить «За» и «Против» выбора.
• Обязательно разобраться: выбираете вы или выбирают за вас.
Рефлексия.
Упражнение «Круг эмоций».
Педагог-психолог: У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге - от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию, или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.
Обратная связь.
Педагог-психолог: В заключении я хотел (а) бы вас спросить, что было интересно в нашем занятии, что полезно? Что понравилось? (Участники высказываются по кругу)
Помните, что выбор всегда остается за вами!