Светлана Баранова
Социально-проектная деятельность как возможность проявления творческих способностей учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Баранова Светлана Георгиевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 2 им. В. А. Коновалова» городского округа ЗАТО Светлый
Саратовской области
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы учителя начальных классов по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся начальных классов. Основная мысль – изучение малых фольклорных жанров способствует творческому развитию учащихся начальных классов.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Ключевые слова: социально-проектная деятельность, детский фольклор, искусство, малые жанры, культура, традиции.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников оказывает национальная культура.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его школьной жизни.
По мнению Д. С. Лихачева «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Русская народная культура - это часть национальной культуры. Интерес к русской народной культуре в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
На протяжении 2020-2021 учебного года социально-проектная деятельность в моём третьем классе осуществляется через реализацию программы, которая целиком посвящена изучению малых жанров фольклора, а точнее детскому фольклору. «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Целью этой программы является использование для воспитания подрастающего поколения, для духовного возрождения народа огромного нравственного потенциала, сконцентрированного в русской национальной культуре, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры. Формирование учащегося, способного к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи программы:
1. Показать школьникам всё многообразие культурной жизни нации в определенной системе, в развитии от простого к сложному.
2. Раскрыть перед ними своеобразие национального характера русского народа, процесс непрерывного совершенствования его высоких этических и эстетических идеалов.
3. Вызвать у детей чувство удивления, восхищения талантом, мастерством народа, желание узнать, еще больше и лучше, дать стимул к самообразованию и самовоспитанию.
4. Формировать устойчивый интерес к своему народу его истории, быту, материальной и духовной культуре как главное условие национального возрождения и процветания.
5. Ознакомить учащихся с отдельными направлениями народного творчества : с устным творчеством, песенным фольклором, народными играми, праздниками, обрядами, с некоторыми видами художественных изделий.
6. Привить учащимся простейшие исполнительские навыки в декламации, пении, в области прикладного искусства.
7. Раскрыть нравственную основу, нравственный смысл национальной культуры, отражение в них лучших моральных качеств, высоких идеалов народа, его ума, таланта, духовного богатства. В результате изучения предмета у детей должно сложиться целостное представление о культуре и традициях русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
8. Воспитывать национальное сознание и толерантное отношение к русской культуре и культурам других народов.
Программа состоит из пяти основных тем:
• Поэзия пестования
• Бытовой фольклор
• Потешный фольклор
• Игровой фольклор
• Народный кукольный театр
Работая по этим пяти основным направлениям, ребята встречаются с различными малыми фольклорными жанрами. Среди них как уже хорошо им знакомые, так и абсолютно новые.
Так изучая поэзию пестования, дети изучают колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и докучные сказки. При работе над бытовым фольклором они встречаются с детскими народными песнями, закличками, приговорками и дразнилками. В потешном фольклоре они знакомятся с молчанками и голосянками, поддёвками и сечками, небылицами-перевёртышами. Эти жанры для них абсолютно новые. Но здесь же они встречаются с загадками и скороговорками, которые хорошо знакомы каждому из них. В игровом фольклоре их ждё т встреча с различными видами народных игр: игры с припевами, игры с приговорами, игры-импровизации. В разделе «Народный кукольный театр» их ждёт погружение в праздничную атмосферу традиционный русской ярмарки с кукольными представлениями, а также встреча с самым знаменитым героем этих представлений – Петрушкой.
Изучая все вышеперечисленные разделы, используются различные формы работы. Несомненно выявляются особенности каждого жанра, осуществляется его первичный анализ на примерах, которые предлагает учитель. В дальнейшем дети подбирают свои примеры, пользуясь при этом различными источниками информации: книги, интернет-ресурсы, опросы родственников. Другими словами, ребята проводят свои мини-исследования, результаты которых потом оформляют письменно. Уместны здесь и такие формы работы как конкурс рисунков, конкурс на лучшее прочтение скороговорок, конкурс сочинителей и т. д.
Включение произведений детского фольклора в обучение школьников способствует эффективному решению большого спектра задач художественно-эстетического развития учащихся : общего эстетического развития и художественно-творческих способностей; воспитанию любви и интереса к культурным достижениям своего народа, активному приобщению детей к фольклорным источникам.
Работа с детским фольклором – это огромный простор для детского творчества. Здесь ребята могут проявлять себя как чтецы, певцы, художники, артисты, исследователи, литературоведы, организаторы игр… можно перечислять ещё долго. В результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция. А значит изучение малых фольклорных форм в начальной школе актуально и перспективно.
Литература
1. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006.
2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. – Волгоград, 2010.
3. Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся. – Волгоград, 2009.
4. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. — М., 1996.
5. Покровский Е. А. Детские игры. СПб. ,1994.
6. Прыгунова Е. Н., Разумов И. А. Преподавание фольклора: Метод, пособие. СПб. ,2001.
7. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика. – Самара, 2005.
8. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование. – Самара, 1998.
9. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/06/10/priyomy-oznakomleniya-mladshikh-shkolnikov-s-malymi-zhanrami
10. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/27/detskiy-folklor-i-ego-klassifikatsiya
11. https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/28/kursovaya_priobshchenie_doshkolnikov_k_nacionalnoy_kulture.docx