Лёгкая Марина Сергеевна
Социально-коммуникативный проект «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально - коммуникативный проект
«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Лёгкая Марина Сергеевна
Воспитатель МБДОУ № 3
Социально - коммуникативное развитие
Проект «Волшебница вода».
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Ведение: Вода — основа жизни на Земле, она необходима всем вокруг:
растениям, животным, человеку! Вода - постоянная наша спутница.
Публикация «Социально-коммуникативный проект „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Актуальность и педагогическая значимость проекта :
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом жизни человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни.
Очень важно научить детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде.
Задача взрослых - прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде, в первую очередь собственным примером. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Цель проекта : сформировать у детей старшей группы значение воды в жизни всего живого на земле. Вода – источник жизни.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
2. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды и ее значение для всего живого.
3. Воспитывать любознательность, обращая внимание на значение воды для растений, животных и человека.
4. Развивать умение формулировать проблему, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, планировать эксперимент, делать выводы на основе практического опыта.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (один месяц).
Планируемый результат: Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
ЭТАПЫ реализации ПРОЕКТА :
1. этап – подготовительный
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
Цель: Сформировать цели и задачи проекта, определить актуальность, значимость и содержание проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
Цель: подбор художественной литературы по теме; составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок; подбор энциклопедий, карт, схем; составление картотеки опытов с водой; подготовка оборудования для опытов с водой
3. Взаимодействие с родителями.
Цель: Пополнить информацией родительский уголок; создание альбома «Мир воды»; создание коллажа «Круговорот воды в природе»; изготовление книжек – малышек о воде.
2. этап основной (практический)
Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
Подбор энциклопедий, карт, схем;
Подбор художественной литературы по теме
Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
Составление картотеки опытов с водой;
Подготовка оборудования для опытов с водой.
Провести презентацию занятия «Вода в жизни человека».
Подготовить информацию для родителей по темам:
Эксперимент в детском саду;
Почему воду нужно беречь?
Составление схемы «Круговорот воды в природе».
Беседы с родителями об участии в проекте.
Основной этап:
I неделя.
18.01.2021 г. – 22.01.2021 г.
Беседы с детьми: «Для чего нужна вода», «Вода вокруг нас».
Рассматривание энциклопедии: «Жизнь в пресной воде».
Просмотр слайдов и иллюстраций: Природные водоёмы.
Составление рассказа: «Путешествие капельки».
Наблюдение: - за водой.
Дидактические игры: «на воде и под водой», «кому нужна вода», «4-й лишний»
Подвижная игра: «караси и щука».
Чтение художественной литературы: «Русалочка». Г. -Х. Андерсен.
Творческая деятельность: Рисование «морское дно».
II неделя
25.01.2021 г. - 29.01.2021 г.
Беседы с детьми: «Возможно, ли жить без воды?» «Туман», «Град и снег», «Роса», «Дождь». Вода в природных явлениях.
Рассматривание энциклопедии: с природными явлениями.
Наблюдение: - за сосульками, за облаками, за снежинками, за снегом.
Дидактические игры: «Разрезные картинки», загадки: о дожде, о снеге, о граде».
Подвижная игра: «Капельки»
Чтение художественной литературы: «Ручеёк» Т. Жиброва.
Эксперименты: «Вода бывает тёплой, холодной и горячей», «Испарение», «Превращение пара в воду», «Вода при замерзании расширяется», «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».
Творческая деятельность: Рисование «Круговорот воды в природе, как я его понимаю».
Совместная деятельность с родителями: «круговорот воды в природе».
III неделя
01.02.2021 г. -05.02.2021 г.
Беседы с детьми: «Вода - какая она?».
Дидактические игры: «Отгадай и нарисуй».
Подвижная игра: «На болоте».
Чтение художественной литературы: стихотворения «Речка зимой» В. Фетисов, пословицы, поговорки.
Эксперименты: «Форма воды», «У воды нет цвета, вкуса и запаха», «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно», «В солёной воде предметы не тонут».
IV неделя
08.02.2021 г. -12.02.2021 г.
Беседы с детьми: «Как человек использует воду?», «Вода может быть опасной», «Искусственные водоёмы».
Эксперимент: «Таяние снега».
Рассматривание предметных картинок: с сюжетами использования воды.
Просмотр слайдов: искусственные водоёмы, водные виды спорта, водный транспорт.
Дидактические игры: «Волны», «Ходят капельки по кругу».
Подвижная игра: «Пройди через речку по мостику».
Чтение художественной литературы: «Трудолюбивая вода» В. Иванова, Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.
Творческая деятельность: Рисование искусственных водоёмов (фонтан, бассейн, аквариум).
V неделя
15.02.2021-19.02.2021 г.
Беседы с детьми: «Волшебница вода», «Вода нужна всем», «Как и для чего нужно беречь воду», «Вода - источник жизни».
Прослушивание аудиозаписей: звуки природы («Шум океана», «Шум моря», «Звонкий ручей» и т. д.).
Просмотр слайдов и иллюстраций: Природные водоёмы.
Составление рассказа: «Жила была река».
Дидактические игры: «Кому нужна вода».
Подвижная игра: «Вышел дождик погулять», «Море волнуется раз…»,
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр» К. Чуковский, «Как люди речку обидели». Загадки о воде. Творческая деятельность: Аппликация «Жители водоемов», изготовление книжек – малышек о воде.
Творческая деятельность: Изготовление книжек – малышек о воде.
Результаты деятельности:
Мы расширили свои знания по данной теме. Узнали, что вода – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды.
Многое узнали о том:
- что вода – это жизнь, бесценное богатство Земли.
- Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды.
- Дети научились бережно относиться к воде и экономить ее.
- Сосульки, снег, лед тают от любого источника тепла, превращаясь в воду.
- У детей сформировался устойчивый интерес к экспериментальным работам
- Обогатился словарный запас и активизировалась речь.
- Сформировалась мыслительная деятельности, память, фантазия.
Родители оказывали помощь своим детям по теме проекта, тем самым повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
- Обербайль К. Чудо-вода. М. : 000 «ТД «Издательство Мир книги», 2005, 128 с.
- Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
- Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
- А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
- Н. Ф. Виноградова «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
- Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
- Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
- Вахрушев А. А. Мир и человек. – М. : Дрофа, 1998.
- Интернет-ресурсы: Maam.ru, Ns-portal.