Айгуль Батдалова
Социализация ребенка старшего дошкольного возраста посредством ролевой игры в условиях домашнего воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст занимает самый короткий период в жизни ребенка, но является самым ответственным промежутком времени, когда ребенок становится личностью, формируются самые важные личностные качества, способности, характер.
Психологи и педагоги рекомендуют родителям записывать ребенка на посещение дошкольного образовательные учреждения, или в Центры развития детей, с трех летнего возраста. Это период активного развития коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Для благополучного психического развития, ребенку необходимы новые социальные связи. Но, очень часто, родители не видят необходимости отдавать ребенка в детский сад, и ограничиваю его общением круга близких людей.
Публикация «Социализация ребенка старшего дошкольного возраста посредством ролевой игры в условиях домашнего воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Старший дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, эффективность которого зависит от уровня развития социальных связей, его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учился ли он принимать и понимать ближнего.
Семейные психологи рекомендуют родителям, дети которых не посещают детские сады и центры развития, активно принимать участие в сюжетно-ролевых играх ребенка. Ребенок дошкольного возраста растет, учится и воспитывается посредством игры, поэтому включение ребенка в ролевую игру – это метод социальной адаптации и личностного роста ребенка.
Ролевая игра, как метод развития ребенка, наиболее доступная в условиях домашнего воспитания, и она позволяет наиболее эффективно формировать творческие способности ребенка, развить адаптационные возможности, способствует гармоничному психическому развитию [6].
Ролевые игры учат ребенка взаимодействовать, устанавливать и придерживаться определенных правил, воспитывается самостоятельность, понимание социального мира.
Ролевая игра формирует семейные и гендерные понятие принадлежности.
Кон И. С. : «Дети приобретают социальный опыт, в игре, как мире человеческих отношений. Дети учатся устанавливать и поддерживать отношения, основанные дружбе взаимопомощи, проявляют личностное отношение, симпатию» [2. С. 101].
Короткова Н. А. «Развивается воображение и творческие способностей, радость творчества, радость созидания. Появляются увлечения и первые эстетические чувства и мечтания» [3. С. 79].
Сюжетно-ролевые игры воспитывают у детей самостоятельность, ответственность, решительность. Дети учатся придерживаться правил поведения, овладевают навыками командной работы.
Ролевая игра для дошкольников - это деятельность, в которой дети учатся, берут на себя трудовые и социальные обязанности взрослых людей. В игровых, специально создаваемых для них условиях, для моделирования жизни взрослых и отношений между ними.
С развитием и разнообразием игровой деятельности, дети приспосабливаются к общепринятым моральным и этическим правилам и нормам взаимоотношения между сверстниками и взрослыми.
В процессе сюжетно-ролевых игр дошкольника осуществляется гармоничное развитие и полноценная социализация ребенка [4].
Д. Б. Эльконин, в книге «Психология игры», рассматривал сюжетно-ролевую игру ребенка, как метод изучения его психического развития. «Ролевая игра - основывается на воображении ребенка для отражения окружающей реальности. Ситуация для игры создается искусственно, но чувства и эмоции ребенка реальны и искренние» - Д. Б. Эльконин [6. С. 98].
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, в которой происходит овладение первоначальными навыками социального общения. Гаспарова Е. М. : «В игре ребенок получает впечатления и новый жизненный опыт. Сюжетно-ролевые игры выполняют важную функцию, а именно - подготовка ребенка к участию в социальной жизни в самых различных ролях и ситуациях» [1. С. 144].
Для эффективного воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, который значительную часть времени воспитывается и развивается в семье, родителям необходимо создать все условия для детской деятельности, чтобы обеспечить его всестороннее развитие. Сюжетно-ролевая игра способствует гармоничному развитию детей дошкольного возраста, иявляетсяфундаментом для овладения определенногобагажа знаний, высокого уровня интеллектуальногоразвития,способствуетовладениюнеобходимыми умениями для данного возрастного периода, и высоким уровнем развития эмоциональной сферы.
Список литературы:
1. Гаспарова Е. М. Отображение социальных отношений в игре. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. С. 143-179.
2. Кон И. С. Ребёнок и общество. — М. : Академия, 2003. — 336 с.
3. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 – 87.
4. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - № 4. - С. 70 – 74.
5. Эльконин Д. Б Игра, её место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание, 2006. - № 5. С. 73–97.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2007. – 420с.