Половинкина Екатерина Филипповна
Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях группы комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях группы комбинированной направленности.
Е. Ф. Половинкина, воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Подснежник»
С каждым годом в нашей стране увеличивается число детей с расстройствами аутистического спектра и перед воспитателями ставится трудная задача социализировать такого ребенка. В настоящее время проблема развития и социализации детей с РАС привлекает многих специалистов. В отечественной дефектологии проблемой РАС активно занимается ряд исследователей Елена Ростиславовна Баенская, М. Ю. Веденина, Татьяна Александровна Власова, Виктор Ефимович Коган, Виктор Владимирович Лебединский, Ольга Сергеевна Никольская, Лариса Геннадьевна Нуриева, Светлана Морозова и другие. Современная дефектология определяет РАС как «анамалию психического развития, состоящую главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Расстройство аутистического спектра - это не болезнь, а нарушение детского развития. Основными проявлениями РАС является нарушение коммуникативных способностей, развития социального взаимодействия. Расстройства аутистического спектра в современном мире являются распространенной проблемой детей и взрослых, им характерно нарушение развития коммуникации и социальных навыков. Им свойственны аффективные проблемы и трудности развития взаимоотношений со средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. В наше время говорят уже о широком круге расстройств аутистического спектра, а не только об аутизме. Причины происхождения РАС накладывают отпечаток на характере и динамике нарушения психического развития ребенка, влияют на будущий прогноз социального развития. Степень нарушения психического развития при аутизме может сильно различаться. У детей с РАС встречается легкая, умеренная умственная отсталость, бывают случаи, когда дети с РАС проявляют одаренность. Детям с РАС свойственны страхи, негативизм, аутостимуляции, которые непонятны близким. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания и навыками коммуникации. Дети мутичные, некоторые из них иногда могут повторять за другими понравившееся им слово или фразу, а иногда могут откликнуться, дать комментарий происходящему. Такие слова плохо закрепляются без специальной помощи взрослых и остаются эхом услышанного и увиденного.
Темочки:
Проблема состоит в том, что полученные знания у таких детей без специальной работы усваиваются механически, стереотипно. Надо понимать, что такие знания без специальной работы не будут использоваться ребенком в реальной жизни. При всех проблемах социального развития, трудностях адаптации к меняющимся условиям такой ребенок при специальной поддержке в большинстве случаев способен обучаться в условиях детского учреждения. Если в норме самооценка детей формируется в опыте удач и неудач, то для этих детей значение имеет только подтверждение успешности. Родители и близкие часто оценивают такого ребенка как потенциального лидера, причиной может быть черта добиться чего-либо любым способом. Это является ошибочным мнением, поскольку дети этой группы не умеют вести диалог, находить компромиссы, договариваться и выстраивать сотрудничество. Это все не только нарушает коммуникацию ребенка со взрослыми, но и выбрасывает его из детского коллектива. Дети способны к развернутому монологу, их речь грамматически правильная, развернутая, но производит впечатление слишком взрослой, «книжной». Ребенок может воспроизводить сложные монологи на интеллектуальные темы, но поддержать простой разговор ему будет трудно. При успехах в интеллектуальном и речевом развитии это моторно неловкие дети: слабая координация движений туловища, рук и ног, они неуклюжи, крайне неловки, у них тяжелая походка, нелепо растопырены руки, страдают навыки самообслуживания. В области социального развития им свойственна чрезвычайная наивность и прямолинейность, из-за чего нарушается развитие социальных навыков. При сохранной потребности в общении, желании иметь друзей, они плохо понимают собеседника. При организации обучения детей с РАС ставятся задачи не только получения и усвоения ими знаний и умений в конкретных областях образовательной программы, но и развитие и научение практическому использованию полученных знаний. Для успешного включения и социальной адаптации детей с РАС необходимо создание специальных условий. Ребенку необходимо усвоение особенно четкого и стабильного режима дня в дошкольном учреждении с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в сад и уходом домой. Планируя занятия такого ребенка педагогам, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для ребенка с РАС важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. Чем глубже аутистическая дезадаптация ребенка, тем более развернутой должна быть помощь в освоении этих расписаний, тем детальнее должны быть они проработаны, тем конкретнее, нагляднее должны быть их формы. Особая тактика организации процесса обучения аутичного ребенка. Выражается это в том, что с одной стороны важно максимально использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в необязательной ситуации, в игровой форме. Коррекционно-развивающая работа с ребенком с РАС строится в соответствии с онтогенезом с опорой на выявленные сохранные психические функции. Для ребенка с аутистическим развитием продуктивным является путь развития от целого к проработке его частей.
Список литературы 1. Аутичный ребенок : проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С. А. Морозова. М. : 1998. 2. Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных для формирования навыков бытовой адаптации /М. Ю. Веденина // Дефектология. 1997. №2. 3. Детский аутизм : хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. Спб. : Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997. 4. Карвасарская, И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. / И. Б. Карвасарская. М. : Теревинф, 2003. 5. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. М. : 2000. 6. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом /сост. И. В. Ковалец. Мн. : 1998. 7. Ульянова, Р. К. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом/ Р. К. Ульянова // Дефектология. 1999
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=896272