Наталья Абросимова
Воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения в окружающем мире. Пространственное моделирование по ОО «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”. Макет микрорайона.
Образовательная область безопасность, в которой ребёнок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире, решает множество задач по воспитанию и развитию детей, такие как:
• Формирование первоначальных знаний о правилах безопасного дорожного движения, как со стороны пассажира общественного транспорта, так и со стороны пешехода.
Публикация «Воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения в окружающем мире, Пространственное моделирование по ОО „Безопасность“» размещена в разделах
• Формирование начального экологического сознания, начальных представлений об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них.
• Воспитание осторожного и самостоятельного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.
• Обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослого человека является развитие у них самостоятельности и ответственности. Традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться только частично, и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности для того, чтобы ребёнок приобретал определённые навыки поведения. Всё чему взрослый человек учит ребёнка, он должен уметь применить в реальной ситуации.
Программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста” разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. В неё включены такие разделы:
• Ребёнок и другие люди
• Ребёнок дома
• Здоровье ребёнка
• Эмоциональное благополучие ребёнка
• Ребёнок на улице.
Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позволяющей закрепить представления о правилах безопасного поведения.
В совместной проектной деятельности, которую я назвала “Микрорайон, в котором я живу”, я сначала предлагаю детям и их родителям изготовить макет дома, в котором живёт ребёнок. Он должен напоминать ребёнку его собственный дом (цвет, количество этажей, подъездов, отличительны особенности).
Для того, чтобы разместить наш микрорайон на столе площадью, примерно, 1,5м2 я задаю масштаб, в котором должен быть изготовлен макет дома (в моём случае ориентир-это коробочка из под чая 14*8*6 см). Она обклеивается бумагой, на которой вырисовываются окна, подъезды, этажи. Выделяются яркой краской свои окошки. На каждом домике, в дальнейшем, я напишу имя и фамилию ребёнка, домашний адрес ребёнка и домашний телефон. Затем в уголке безопасности на столе с помощью самоклеющейся плёнки я размечаю улицы нашего микрорайона. Наше дошкольное учреждение находится в Калининском районе Санкт-Петербурга. Я наношу главные улицы, на которых расположены дома детей. Это проспект Науки, улица Верности, Гражданский проспект, Северный проспект улица Софьи Ковалевской, улица Карпинского. Каждую улицу я подписываю печатными крупными буквами и вместе с детьми расставляю домики, в соответствии с адресом. Затем с помощью той же самоклейки, только другого цвета я отмечаю наш детский сад, школу, которая находится по – соседству, ближайшую станцию метро “Академическая”, дом молодёжи “Атлант”, куда на занятия ходят многие наши дети, маленькую церквушку.
Затем я наношу достопримечательности нашего микрорайона: аэродром “Гражданка”, Пискарёвский мемориал, Пискарёвский парк. Так же я отмечаю пожарную часть, поликлинику, библиотеку. Некоторые объекты мы с детьми посещаем в течение учебного года в рамках программы “Кругозор”.
Далее я обозначаю все перекрёстки, которыми пользуются дети, когда идут в детский сад. Изображаю пешеходный переход зеброй и дорожными знаками, расставляю светофоры. Таким образом перед детьми предстал микрорайон на столе. С помощью данного макета можно проводить непосредственную образовательную деятельность педагога с детьми по различным темам из раздела “Ребёнок на улице”.
1 Тема: Устройство проезжей части.
Я знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, используя такие понятия, как тротуар, проезжая часть, перекрёсток. Я беседую с детьми о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. С помощью моего макета микрорайона я предлагаю детям разыграть ситуацию правильного и неправильного поведения на улице с помощью моделей машин и людей. Можно предложить ребятам различные ситуации – загадки. Например: описываю какую-либо ситуацию, дети её оценивают, анализируют с помощью макета. Создавая различные варианты и обосновывают свой ответ.
2 Тема: “Зебра”, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
Я рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом в детский сад (переход “Зебра”, светофор, “островок безопасности”.). на макете дети разноцветными мелками прокладывают сой маршрут от дома до детского сада, анализируя и описывая свои действия.
3 Тема: Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. С помощью своего макета я знакомлю ребят
• С предупреждающими знаками –“Дети”, “Пешеходный переход”.
• С запрещающими знаками – “Въезд запрещён”, “Переход запрещён”, “Катание на велосипеде запрещено” и т. д.
• С предписывающими – “Движение прямо”, “Движение направо”.
• С информационно-указательными – “Пешеходный переход”, “Подземный пешеходный переход”.
В совместной деятельности дети объясняют, что означает каждый знак, разыгрывая дорожные ситуации с помощью макета, рассказывают, какие знаки встречаются им по пути из детского сада домой.
4 Тема: Правила езды на велосипеде.
Я знакомлю детей с правилами езды на велосипеде в городе. С помощью макета микрорайона можно разыграть сюжеты: “Где можно и где нельзя кататься на велосипеде”. На макете можно нанести и спортивные площадки, которые могут предназначаться для катания на велосипеде.
5 Тема: О работе ГИБДД.
Я рассказываю детям о работе Государственной инспекции безопасности дорожного движения, показывая на макете микрорайона местоположение районного ГИБДД. Организовываю игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД с помощью моделей специальных автомобилей, вертолётов, мотоциклов.
6 Тема: Полицейский регулировщик.
Можно познакомить детей с профессией регулировщика, расставить фигурки на нерегулируемые перекрёстки. Можно организовать экскурсию к ближайшему перекрёстку и вместе с ребятами понаблюдать за работой регулировщика.
7 Тема: Если ребёнок потерялся на улице.
Детям необходимо объяснить, что в случае если они потеряются, им следует обратиться за помощью к взрослому человеку, сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона. А для этого он должен знать адрес где живёт, номер телефона, свои имя и фамилию и описывать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).
Для закрепления этого материала на моём макете на домиках дети есть эти сведения, и в процессе игры дети хорошо запоминают важную для себя информацию.
Макет микрорайона целесообразно использовать в непосредственной образовательной деятельности детей с воспитателем. Он способствует более успешному освоению новых знаний, расширению и закреплению ранее полученных.
Он способствует развитию пространственного воображения, ориентировке на плоскости. Ребёнок учится пользоваться планом местности, активно использует математические понятия. Он создаёт различные проблемные ситуации, их анализирует и решает, что помогает развитию объяснительной, доказательной связной речью. Ребёнок учится строить общение со сверстниками и взрослыми, утверждается в коллективе, тем самым повышает свою самооценку. Ребёнок участвует в исследовательской деятельности и становится более активным в самостоятельных играх.
Поощряя воображение и творчество детей, надо стремиться не упустить главное. Игра, в данном случае, является средством усвоения детьми жизненно важных правил поведения, которые должны точно соблюдаться. Но самое главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример воспитателей и родителей.