Анжелла Шепенева
Защита целевого образовательного проекта «Самосовершенствование — путь к профессионализму«
▼ Скачать + Заказать документы
В декабре 2016 года закончила действие программа развития учреждения, рассчитанная на период 2011-2016 года, и перед коллективом детского сада встала задача – разработки новой программы развития учреждения.
Была подготовлена нормативно-правовая база, создана творческая группа, проведен SWOT – анализ актуального состояния внутреннего потенциала учреждения и перспектив развития учреждения по направлениям, которые представлены на экране:
• Кадровый потенциал
• Материально-техническое состояние, методическое обеспечение
• Качество ВОР, состояние здоровья воспитанников
• Состояние РППС.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
В результате проведенной работы была разработана «Программа перспективного развития на 2017 – 2021 годы», которая включает в себя 4 основных проекта, выведенные на слайде:
1. «Будь здоров – живи активно!» (Совершенствование материально-технических, кадровых и организационно-методических условий, как фактор улучшения состояния физического здоровья детей).
2. «Математика – это интересно!» («Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к занятиям математикой»).
3. «Через творчество – к радости!» (Становление у детей дошкольного возраста художественного мышления, способности к самовыражению и творческой инициативы в ходе реализации личностно-ориентированного подхода»).
4. «Самосовершенствование – путь к профессионализму» (Повышение профессионального уровня педагогов учреждения через организацию самообразования в межаттестационный период).
Таким образом, разработка и реализация проекта «Самосовершенствование – путь к профессионализму» - одна из ступеней программы развития учреждения. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно — образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач государством перед дошкольным образованием, как первой ступенью общего образования. Педагогический состав ДОУ, осуществляющий свою деятельность в режиме развития, должен быть готов к постоянному профессиональному саморазвитию.
От профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения зависит перестройка образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, как в содержательном, так и в организационных аспектах. В сложившихся условиях необходимость профессионального роста педагогического работника становится очевидным условием успешной работы не только конкретного сотрудника, но и образовательной организации в целом. Однако, вместе с практической необходимостью управления профессиональным ростом педагогов, существует противоречие:
- между усложнением профессиональной деятельности педагога ДОУ, появлением новых функций в должностных обязанностях и снижением мотивации к профессиональному росту педагога дошкольного образования, что демонстрируют результаты проводимых мониторингов мотивации деятельности педагогов ДОУ в 2017 и в 2019 году. В сравнении – общий балл в среднем по учреждению: 2017 год – 150 баллов; в 2019 – 120 баллов. Это явилось отправной точкой для разработки проекта именно, исходя из мотивации деятельности педагогов.
На 1 сентября 2019 года в учреждении работают 11 педагогов, из которых два являются внутренними совместителями по разным должностям. Таким образом, в штате учреждения 8 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, старший воспитатель и педагог-психолог. Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией от общего числа педагогических работников составляет 55%; педагогов с высшим профессиональным педагогическим образованием 36%. Молодых педагогов – 18%, работающих пенсионеров – 18%. Наблюдается снижение активности педагогов в профессиональном росте, на что указывают отказы педагогов от участия в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок, нежелание проходить аттестацию с целью установления квалификационной категории. То есть, данный проект в реальное время актуален для МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновской.
Цель проекта : способствовать профессиональному росту педагогов, исходя из ведущих мотивов педагогической деятельности.
Основные задачи проекта :
• Выявить мотивы профессиональной деятельности педагогов;
• Создать условия для развития профессиональной мотивации;
• Поддерживать личностный и профессиональный рост педагогов;
• Способствовать повышению удовлетворенности педагогической деятельностью.
Новизна данного проекта состоит в усилении индивидуализации процесса сопровождения, применении «Коучинг» - технологии при сопровождении процесса профессионального роста педагогов.
Содержание проекта.
Теория технологии сопровождения профессионального роста педагогов раскрыта в работах Л. В. Байбородовой, О. С. Газмана, М. Г. Коджаспировой, Ю. В. Слюсарева, М. И. Рожковой. Технологии развивающего сопровождения направлены на помощь педагогу в преодолении трудностей, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, и являются непрерывным процессом формирования и создания условий, необходимых для успешного роста педагога ДОУ. Основу системы сопровождения процесса профессионального роста педагогического персонала ДОУ, составили следующие принципы:
• Эффективность: предполагается управление профессиональным ростом педагогов с минимальными затратами и с наибольшим экономическим результатом.
• Прогрессивность: организация управления профессиональным ростом соответствует всем зарубежным и российским нормам.
• Перспективность: при формировании целей профессионального роста главное направление идет на повышение имиджа педагогической деятельности.
• Оптимальность: обработка различных направлений в системе повышения квалификации и оптимальный выбор для конкретного педагога.
• Научность: работа с педагогами опирается на научные достижения в этой области дошкольной педагогики и психологии, и законодательные нормы.
• Плановость: каждая работа с самого начала должна быть спланирована с заданными направлениями, временем, с параметрами развития педагога, и быть связана со структурой образовательной деятельности ДОУ.
• Вознаграждение: основано на индивидуальной заинтересованности и эффективной работы педагога.
В ходе сопровождения процесса профессионального роста педагогов были выделены следующие этапы:
1. Диагностико-аналитический этап.
2. Проектировочный этап.
3. Этап реализации.
4. Контрольно-оценочный этап.
Рассмотрим каждый из этапов сопровождения профессионального роста педагогов более подробно.
I этап «Аналитико-диагностический» - выполняет информационно-аналитическую и мотивационно-целевую функцию сопровождения. На данном этапе предполагается выявление уровня профессионализма каждого педагогического работника, диагностика основных мотивов педагогической деятельности, а также выявление потребности педагога в повышении своей профессиональной компетенции и мастерства, стремление к самовершенствованию. В ходе реализации данного этапа используется анкетирование, тестирование и индивидуальные собеседования. При анкетировании и тестировании используются фронтальные и групповые формы организации педагогов.
II этап сопровождения педагога ДОУ - проектировочный этап – его главная задача: совместное проектирование модели профессионального роста педагога.
Планирование профессионального роста предполагается в виде последовательно реализуемых действий:
1. На основании мотивов деятельности педагога, особенностей личностных качеств, выявленных на первом этапе, конкретизируются требования к образовательному уровню, квалификации, опыту работы, личным и деловым качествам.
2. Разрабатываются мероприятия по подготовке педагога к новому этапу профессионального роста и определяются сроки их выполнения.
3. Определяются оценочные критерии, которые показывают педагогу уровень достижения поставленных целей.
За основу планирования деятельности на данном этапе нами были взяты «Критерии и показатели для оценки профессиональной деятельности педагогических работников ОО Краснодарского края, реализующих программы дошкольного образования».
Формирование индивидуального плана профессионального роста происходит в ходе индивидуальных встреч со старшим воспитателем. С каждым педагогом выстраивается траектория развития, цели, задачи, мероприятия, сроки их выполнения и вознаграждение, которое получает педагог, выполняя тот или иной вид работы. Причем, вознаграждение может быть как материальное, так и моральное, исходя из выявленных мотивов деятельности педагога.
В ходе реализации данного этапа используется «Коуч – сессия». Коуч-сессия – это периодическая и особым образом структурированная беседа старшего воспитателя (Коуча) с педагогом, задача которой состоит в продвижении к поставленной цели.
Основные характеристики коуч-сессии:
- периодичность (1-2 раза в неделю, продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут;
- самостоятельная работа педагога между сессиями (домашнее задание);
- после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей.
III этап реализации маршрута профессионального роста педагога. На данном этапе происходит реализация плана-проекта профессионального роста педагога-дошкольника. Старший воспитатель на данном этапе оказывает систематическую помощь педагогу через использование наиболее адекватных приемов и методов, осуществляет профессиональное консультирование. Педагог имеет возможность удовлетворения своей потребности в самореализации. Так же на этом этапе осуществляется деловое сотрудничество между молодыми педагогами, педагогами со слабовыраженной мотивацией профессиональной деятельности и педагогами-мастерами своего дела. В учреждении, в рамках реализации задач данного этапа сопровождения, работает система наставничества, «Педагогическая мастерская», проводятся конкурсы, консультации с элементами тренинга, семинары, мастер – классы, открытые просмотры педагогической деятельности.
IV этап контрольно-оценочный – совместное обсуждение достижений профессионального роста педагога. На данном этапе происходит анализ и оценка (самооценка) проделанной работы: оценка профессионального успеха и рефлексия маршрута, а затем с учетом этой информации, при необходимости, происходит осуществление коррекции.
Каждый этап сопровождения включает в себя как индивидуальное, так и групповое взаимодействие. Встречи с педагогами осуществляются в методическом кабинете, в музыкальном зале или в стенах групповой ячейки, в зависимости от цели и задач встречи с педагогами.
В ходе реализации проекта предполагается активное использование интернет-ресурсов. Все педагоги учреждения имеют электронную почту, зарегистрированы в социальных сетях и педагогических интернет-сообществах, благодаря чему происходит обмен методическими материалами, информирование о предстоящих конкурсах, методических мероприятиях, встречах, что позволяет сэкономить временные, организационные и человеческие ресурсы.
Социальными партнерами в реализации данного проекта могут стать МКУ «МК МОЩР» и ГБПОУ КК ЕПК.
Задачи партнерских организаций:
• Сбор, накопление и систематизация методических материалов, педагогических идей и разработок.
• Расширение, обогащение профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников через организацию и проведение методических мероприятий муниципального и межрайонного уровня.
• Сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста путем создания условий для рецензирования методических материалов.
• Оказание практической помощи при подготовке и участии в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок.
Участники проекта – педагогические работники МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновская. На 1 сентября 2019 года в учреждении работают 11 педагогов, из которых два работника являются внутренними совместителями по разным должностям.
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
• 100% педагогов обучены на курсах КПК;
• Доля педагогов с высшим образованием не менее 40 % от общего кол-ва педагогов;
• Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией не менее 70%;
• Участие педагогов в методических мероприятиях муниципалитета (наличие сертификатов не менее 15 шт.);
• Участие педагогов в профессиональных конкурсах (не менее 1 участия в год);
• Участие педагогов в конкурсах методических разработок (не менее 10 фактов участия, в том числе призовые места).
Результаты-продукты, которые появятся в ходе реализации проекта :
• Индивидуальные планы профессионального роста педагогов;
• Комплект тестов для исследования мотивации педагогических работников;
• Методические рекомендации организации работы по профессиональному росту педагогов ДОУ;
• Методические материалы педагогов, разработанные в ходе реализации индивидуальных планов профессионального роста.
Критериями эффективности данного проекта могут стать «Ожидаемые результаты» внедрения проекта, раскрытые выше. Так, в процентном (количественном) соотношении предполагается следующая оценка эффективности:
№ Содержание критерия Начальное значение Итоговое (планируемое) значение (100%) Эффективность (+
1 Доля педагогов обученных на курсах КПК, от общего числа педагогов. 91% 100%
Доля педагогов с высшим образованием не менее от общего кол-ва педагогов 36% 50%
Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией 55% 70%
Участие педагогов в методических мероприятиях муниципалитета 10 шт. за год 15 шт. за год
Участие педагогов в профессиональных конкурсах 1 в год 1 в год
Участие педагогов в конкурсах методических разработок 5 фактов участия в год (3 призовых места) 10 фактов участия, в том числе призовые места
Перспективы дальнейшего развития проекта.
При многократной отработке данной системы сопровождения профессионального роста педагога возможно развитие проекта в плане разработки и оформления своеобразного «Маршрута профессионального роста» в виде чек-листа или дневника. Данный продукт будет включать в себя анкеты и тесты для самообследования педагога (в том числе и мотивационной сферы, основные ступени профессионального роста на основе выявленных личностных особенностей педагога, определенные методики для усиления мотивации и проведения рефлексии каждого этапа и процесса в целом.
Система взаимодействия с педагогами, разработанная в ходе реализации данного проекта может быть в дальнейшем использована в дошкольных образовательных учреждениях, при этом, изменятся участники проекта, следовательно, содержание и приемы работы так же изменятся.