Бегушева Эльвира
Проектный метод из опыта работы по ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительная страна – Детство! Можно мечтать о своём будущем, например… Кем быть?
Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в отечественной педагогике, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высоких достижений в различных сферах деятельности. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей, так как именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.
Публикация «Проектный метод из опыта работы по ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
В процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» нами был выбран образовательный проект «Профессии».
В проекте использовались различные виды детской деятельности:
- игровая: сюжетно-ролевая игра, дидактические игры;
- коммуникативная: общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- познавательно - исследовательская: исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- изобразительная – рисование.
Проект «Профессии», направлен на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ребёнка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии в будущем, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. В ходе реализации проекта были проведены экскурсии, способствующие расширению первоначальные представления об окружающем мире, мире профессий, формирования у детей нравственно – патриотических качеств, удовлетворения познавательной потребности ребенка. Благодаря экскурсиям, дети познакомились с особенностями труда людей, проживающих в нашем районе. Во время экскурсий процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей. А чувственный опыт ребёнка обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые он слышит из рассказов взрослых.
На виртуальных экскурсиях дети побывали и познакомились с различными предприятиями города.
В ходе беседы «Кем я хочу стать, когда вырасту?», дети смогли высказать свои мечты о своей будущей профессии и объяснить свой выбор. Беседа «Опасности в профессиях» способствовала развитию таких нравственных качеств, как мужество, стойкость, взаимопомощь тех людей, которые выбрали себе профессию пожарного, спасателя. Большой мотивацией к развитию интереса к знаниям о различных профессиях было чтение художественной литературы. В ходе целевого посещения библиотеки дети познакомились не только с профессией библиотекаря, но и узнали о книгах «Писатели и поэты о профессиях». Дети узнали о современных модельерах нашей страны, попробовали свои силы в моделировании одежды.
В совместной образовательной деятельности дети знакомились с пословицами о труде людей.
Расширить интерес к профессиям помогли альбомы по темам: «Профессии наших родителей», «Как к нам мебель пришла», «Профессия - Родину защищать», «Профессия - кинолог», «Профессия - Дизайнер», которые были предложены детям в тематическом уголке.
Свои знания о профессиях, полученных на занятиях, экскурсиях, в ходе рассматривании тематических альбомов, чтении художественной литературы дети реализовывали в сюжетно - ролевых играх, перенося в игру личный опыт, используя коммуникативные навыки: умение общаться, договариваться при выборе игры, роли. На выбор тематики игр или сюжета играли и рассказы о профессиях родителей. Знания о специфике тех или иных профессий были нужны и при подготовке атрибутов.
В ходе проекта, была проведена большая словарная работа по знакомству с новой профессиональной терминологией современных профессий, что являлось пропедевтикой в использовании современных терминов в сюжетно - ролевых играх: «Бизнес - центр», «Спасатели», «Встреча с журналистом» сюжет «Интервью», «Салон красоты», «Медицинский центр», «Гипермаркет», «Фитнес - центр».
А полученные знания об атрибутах, инструментариях различных профессий, дети применяли в настольно - печатных и дидактических играх.
В ходе проекта дети реализовывали и свои творческие способности, отражая в работах свои мечты о профессиях : участие в конкурсах, создании поделок.
Ребята проявляли свою эрудицию:
- в викторине «Все профессии важны» (отгадывание загадок по теме «Профессии»);
- рассказывали о профессиях своих родителей, желая продолжать профессиональную династию.
Реализация проекта была бы не возможна без взаимодействия с родителями, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи.
Работа по ранней профориентации детей много дала для всех участников проекта. Прежде всего детям: представление о разных профессиях (журналист, дизайнер, косметолог, банковский служащий, инкасатор, кинолог, агроном, диктор, корреспондент, охранник, о трудовых действиях, совершаемых людьми в своей профессии, о материалах, необходимых для работы в той или иной профессии;
Продукты проектной деятельности :
- выставки рисунков «Все профессии важны», «Соблюдайте правила безопасности дорожного движения», «Моя будущая профессия»;
- «Атлас профессий»;
- фотоальбомы «Профессии моей семьи», «Профессии нашего города»;
- атрибуты к сюжетно - ролевым играм.
Работа над проектом много дала и мне как педагогу в личном самообразовании, реализации своих профессиональных качеств. Она обогатила знаниями, расширила глоссарий современных профессиональных терминов. Это дало мне возможность уже с новой современной точки зрения посмотреть на работу по профориентации дошкольников. Считать работу законченной невозможно, так как время всегда идёт вперёд, оно нас обогащает новыми знаниями, новыми идеями.