Оксана Лазовская
Подвижные игры в режиме дня дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
Публикация «Подвижные игры в режиме дня дошкольника» размещена в разделах
Средство физического воспитания -это прежде всего,подвижные игры. Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, точные и своевременные выполнения заданий, основанны на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре, по видам движений, по содержанию. В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной, Э. И. Адашкявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод (кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.) Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели (перебежки, ловишки; игры с элементами соревнования; игры-эстафеты; игры с предметами и т. п.). Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.). Существуют следующие классификации подвижных игр : по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам. Классификация подвижных игр по двигательному содержанию: игры с ходьбой; игры с бегом; игры с лазанием; игры с прыжками; игры с метанием. Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки: игры большой подвижности, игры средней подвижности, игры малой подвижности. Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов: игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры); игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки). Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств: игры на развитие координационных способностей; игры на формирование быстроты; игры на формирование выносливости; игры на формирование силы, гибкости. Классификация русских народных подвижных игр По характеру использования фольклорного подкрепления Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества); народные игры без речевого сопровождения. По способу распределения на роль: игры с выбором водящего при помощи считалок, игры с делением на группы при помощи оговорок и жеребьевок. С преимущественным проявлением двигательных качеств: игры на развитие ловкости и точности движений; игры на развитие быстроты реакции; игры на развитие меткости, глазомера; игры на развитие ритмичности и пластики 49 движений; игры на ориентировку в пространстве и коллективе. С преимущественным проявлением психических качеств: Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания; игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти; игры на развитие творческого воображения; игры на развитие наглядно-образного мышления; игры на развитие связной речи. Распределение подвижных игр по величине психофизической нагрузки 1 группа - игры с незначительной психофизической нагрузкой. Используются при болезни ребенка через две -три недели после уменьшения активности заболевания. Исходное положение ребенка - сидя на стуле, разрешается непродолжительная ходьба по комнате (два раза по 20 с). Игра может повторяться до четырех раз. Продолжительность - 5 -10 мин II группа - игры с умеренной психофизической нагрузкой. Используются через три -четыре недели после уменьшения активности заболевания. Исходное положение ребенка в игре: сидя, стоя, в ходьбе. Игры призваны развивать моральные качества и моторные навыки: быстроту реакции, четкость выполнения движений, их координацию, особенно в мелких и средних мышечных группах (пальцах, кистях рук). III группа - игры с тонизирующей психофизической нагрузкой. Используются спустя длительное время после выздоровления (при отсутствии обострения заболевания, для детей, находящихся на общем режиме. Исходные положения во время игр: стоя, ходьба, бег - в короткие интервалы времени. Продолжительность - 30 мин. Игры можно повторять от двух до пяти раз. Используются элементы соревнования, требуются ловкость, точность и быстрота реакции, координация сложных движений IV группа - игры с тренирующей психофизической нагрузкой. Предлагаются детям в состоянии стойкой ремиссии заболевания, практически здоровым. Игры предусматривают большую амплитуду движений с включением бега, прыжков, элементов соревнования. В них добиваются быстроты реакции, скорости, а в некоторых случаях выносливости. Нагрузка на организм ребенка в этих играх повышается и благодаря сопутствующей им эмоциональности.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.
Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Например, челночный бег нередко осуществляется с применением игрового метода в виде эстафет, например в играх «Держи за руки», «Перенеси предмет», «За предметом по выбору», «кто быстрее напишет». Организация игр должна предусматривать многократное пробегание коротких отрезков без перерыва для отдыха (3-6 раз) и пробегание сериями (3-4 по 3 раза) с интервалами отдыха 1-2 мин.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижны игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.
Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.