Татьяна Гордиенко
Формирования у детей первичных представлений о труде взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
Знакомство с профессиями нужно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в детях. Огромное значение в их воспитании имеет знакомство с трудом взрослого человека. Исходя из актуальности темы, для работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых была поставлена цель и сформулированы задачи.
Публикация «Формирования у детей первичных представлений о труде взрослых» размещена в разделах
Цель: формирование понимания важности любого труда, необходимости взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Задачи:
1. Углублять и расширять знания детей о профессиях, дать конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
2. Продолжать знакомить детей с новыми современными профессиями взрослых, техникой.
3Умение переносить приобретённое знание в свою деятельность.
4. Воспитывать интерес и уважение к трудящимся, желание работать для других. Подвести к пониманию того, что деятельность человека является необходимой основой для его существования.
Для качественного и успешного решения поставленных задач в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая позволила нам, через различные формы деятельности знакомить наших детей с профессиями взрослых. Старались создать такие условия, чтобы процесс ознакомления с трудом взрослых стал увлекательной деятельностью для детей.
При проведении образовательной деятельности с детьми стараемся использовать различные средства и формы работы, постоянно меняем виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность дошкольников. Внедряя различные формы работы с воспитанниками, используем дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Перед началом занятий с детьми, проводим предварительную работу. Беседы о профессии родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов “Кем я буду, когда вырасту?” рассматривание инструментов разных профессий.
Слайд2
Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» и другие. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Так как сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.
Слайд3
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: На кухне можно увидеть как работает повар, в мед. кабинете дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп, в группе дети познакомятся с работой помощника воспитателя, на прогулке с работой дворника.
Слайд4
Самое главное правило: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактические игры являются средством всестороннего развития ребенка. Формируют и углубляют знания о людях разных профессий, развивают речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение, развивают связную речь. Например, такие дидактические игры- упражнения: «Кому, что нужно для работы?»; «Кто, что делает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т. д.
Особым вниманием пользуются у детей настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Что нужно врачу?», «Что нужно парикмахеру?»,где дети подбирают картинки по общему признаку и устанавливали связь между предметами.
Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, возможно в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.
В работе по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых используем педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребёнка. Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком:
1)четко поставленной целью обучения;
2) соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.
Слайд5
сюжетно-ролевая игра «Строительство»
Цели: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Познакомить с профессиями необходимыми на стройке.
Для игры в нашей группе есть следующее оборудование: планы строительства; различные строительные материалы; инструменты; униформа; строительная техника.
Слайд6
сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
В ряду профессий, которые просто созданы для детских сюжетно-ролевых игр, особое место принадлежит специальности парикмахера. В процессе игры «в парикмахерскую» подробнее знакомим детей с профессией, раз-виваем интерес к данной профессии.
Слайд7
сюжетно-ролевая игра «Магазин»
«В магазин» умеют и любят играть, пожалуй, все дети. Это и не удивительно: в настоящих супермаркетах и универсамах они, вместе с родителями, бывают чуть ли не каждый день. И прекрасно знают, по каким законам работают эти торговые заведения. А сам процесс выбора товаров и их купли-продажи будто создан для игры. И чтобы игра была содержательной и интересной, наполняем ее необходимыми предметами, которые помогут развить игровой сюжет.
Слайд8
сюжетно-ролевая игра «Больница»
Игра «в больницу» - одна из самых распространённых детских сюжетно-ролевых игр. В её процессе, а также с помощью тематических бесед и занятий ребята знакомятся с профессиями «людей в белых халатах» - врачей и медсестёр. Оборудование и игрушки, которые имеются в нашей группе, позволяют более точно и подробно познакомиться с данными профессиями.
Слайд9
сюжетно-ролевая игра «Пожарный»
Примерные игровые действия: вызов по тревоге; осмотр места происшествия, ориентировка на местности; распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу. Все эти игровые действия показывают ребёнку важность и необходимость этой профессии.
Слайд10
сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Примерные игровые действия: выбор и обсуждение модели с моделье-ром, подбор материала; закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа; швея выполняет заказ, проводит примерку изделия; заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возник-новении; кассир получает деньги за выполненный заказ; может действовать служба доставки.
Оборудование: швейные машинки; журнал мод; швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.); фурнитура; выкройки.
Слайд11
сюжетно-ролевая игра «Почта»
Цели:
Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счете.
Слайд12
сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»
Цели:
Развивать умение распределять роли и действовать в
соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход».
Оборудование: жезлы; свистки; дорожные знаки; светофоры.
слайд13
сюжетно-ролевая игра «Музей»
Профессия музейный работник объединяет несколько направлений. Это хранитель музея, научный сотрудник музея, методист, экскурсовод, смотритель, экспозиционер. Кроме того, в музее могут работать реставраторы, художники. Оборудование: коллекции предметов декоративно-прикладного искусства; фотографии, репродукции; вывески; альбомы по искусству; путеводители по музеям различной направленности.
В работе по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых широко используем педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком:
1)четко поставленной целью обучения;
2) соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.
Слайд14
Также дети взаимодействуют с куклами в одежде людей разных профессий. Играя с ними, анализируем и делаем выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: «Зачем строителю каска?», «Зачем шахтеру каска с фонариком?», «Зачем повару фартук и колпак?», «Зачем космонавту скафандр?» и т. д.
Слайд15
Для ознакомления детей с профессиями взрослых используем телевизор, ноутбук. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, ребенок использует свои знания в самостоятельной деятельности и его сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
Слайд16
Чтобы труд помогал удовлетворять разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, приносил пользу обществу и радовал тебя и окружающих своими результатами необходимо не забывать народную мудрость, которая заключена в пословицах и поговорках.
1. «Начиная дело, думай о конце». Заранее продумай цель и результат своего труда.
2. «Поспешишь – людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывая время и силы на ее выполнение.
3. «Каков мастер, такова и работа». Накапливай знания и умения для успешного выполнения работы.
4. «Терпение и труд все перетрут».
Много внимания уделяем самостоятельной деятельности детей :
-продуктивным видам детской деятельности (оформлению альбомов, изготовлению атрибутов к играм, рисованию, аппликации, конструированию);
-выполнению трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
- экспериментированию.
В самостоятельной деятельности дети закрепляют и расширяют приобретенные знания о профессиях.
воспитатель Гордиенко Т. К. - МБДОУ ДС №120г. Челябинск