Татьяна Севрук
Анализ сюжетно-ролевых игр в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ сюжетно-ролевых игр в группе
» Подготовила воспитатель: Севрук Т. Н
«Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
(В. А. Сухомлинский).
Детская игра связана с миром взрослых. Одним из первых доказал это положение К. Д. Ушинский, который определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.
Публикация «Анализ сюжетно-ролевых игр в группе» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
По способам осуществления игры: как доказано А. В Запоржцем, В. В. Давыдовым, Н. Я Михайленко игра не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослыми, которые учат малыша играть, знакомят с общественными сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы – заместители, как выполнить условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам). Усваивая технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект.
На социальную природу игры указывает и то обстоятельство, что она может существовать лишь при определё нных социальных условиях: взрослые, обеспечивая детям необходимые материальные условия для их существования и развития, создают объективные возможности для развёртывания игры.
Основной особенностью с/р игры является то, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Дети выбирают тему, определяют линию развития сюжета, выбирают роли, средства воплощения образа, выбирают партнёров по игре, самостоятельно устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения играющих.
Играя в «Семью» дети приучаются к элементарному труду, чистоте, бережному отношению к вещам. В игре воспитываются добрые отношения к бабушке, младшим сестрам и братьям. Сюжет игры может быть разнообразным. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье, соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу: песни, загадки, различные игры. Или сюжет игры в «семью» когда мама ждёт возвращения семьи домой, расставляет посуду, кормит обедом, моет посуду, ласково ухаживает за младенцем. Роли: мама, папа, дети, бабушка, внучка, дедушка. Папа идет за покупками в магазин, маленькую сестренку (братика) несут в детский сад. Вместе вся семья едет в гости к бабушке. Празднуют мамин праздник (8 марта) и «Будто бы мамин день рождения», «Будто бы мы едем всей семьей в автобусе».
Проведя экскурсию в медицинский кабинет, дети с интересом выслушали рассказ медицинского работника, посвященный обязанностям врача, медсестры, была организована сюжетно-ролевая игра «Больница».
Игра началась с простого сюжета - врач принимает пациентов. Затем сюжет стал несколько расширяться и появилась роль медсестры. Понадобилась аптека, для приобретения лекарств. Дети соотносили свои роли с полученными в процессе занятий и экскурсии знаниями, играли увлеченно и с удовольствием. Затем менялись ролями и разыгрывали все новые сюжеты, включая в них различные ситуации из своего небольшого опыта, из детских рассказов Н. Носова и А. Барто.
Во время игры Настя сказала, что ей надо полечить собачку. С детьми мы ещё раз прочитали произведение К. И. Чуковского «Айболит» и организовали ветеринальную клинику для животных, где лечащим врачом был Женя.
Одновременно детям была предложена сюжетно-ролевая игра «Салон красоты». Перед игрой провела беседу с детьми об атрибутах необходимых для работы парикмахера. Дети были очень активны, отгадывали загадки. Настя и Вика решили украсить рабочее место парикмахера, давали друг другу советы, прислушивались к мнению других детей. После этого была проведена сюжетно-ролевая игра «Салон красоты», В процессе игры обучала детей говорить добрые слова: спасибо, пожалуйста, благодарю, можно обратиться к вам с просьбой и т. д.
После экскурсии в библиотеку, с детьми организовали с/р игру «Библиотека». С несколькими детьми подготовили необходимые атрибуты для игры (учетные карточки; книги расставили на полках; картотека). Когда всё было готово, многие дети с удовольствием приняли участие в игре. Таким образом, наша библиотека пополнилась книгами не только после проекта «Мама, папа - читающая семья», но и во время сюжетно ролевой игры.
В старшем возрасте игры исходят от желания детей. Детям нравится играть в с/р игру «Школа». Элана взяла для себя роль учителя, но поскольку у девочки характер неспокойный, то и учителем она поначалу была шумной, без причины смеющейся. Я провела беседу с Эланой, о том, как занимаются с ней преподаватели и она изменила своё поведение в роли учителя. Стала спокойной, доброжелательной.
В игре «Путешествие на корабле», предлагаю детям различные мотивации, например как будет интересно совершить путешествие по реке Дон, осмотреть ее берега и достопримечательности, отправиться в морское путешествие на остров «Знайка» или на помощь Нептуну и другие.
Перед тем, как дети начнут распределять роли, помогаю выделить самые важные свойства и качества, необходимые капитану, его помощнику, водолазу, рулевому, врачу, коку, матросам, билетеру и т. д.
В планирование игры входит постройка корабля из крупного строителя, модулей, украшается разноцветными флажками. Капитан надевает фуражку, матросы - матроски, кок - шапочку для повара, врач - шапочку для врача. Билетер продаёт билеты, сделанные детьми. Корабль готов к плаванию. Обычно дети играют несколько дней, не ссорятся, общаются друг с другом вежливо, уступают друг другу, прислушиваются к замечаниям капитана.
В ходе игр, дети преобразовывают сюжет игры, меняя его в соответствии со своим опытом и желаниями.
Сюжетно-ролевые игры, обогащенные необходимыми атрибутами, изготовленными детьми, приобретёнными родителями; подкрепленная знаниями, полученными при заинтересовывающем моменте, экскурсии и организованная взрослым с огромным удовольствием разыгрывается детьми, дает им определённые знания, простор их фантазии и, несомненно формирует и укрепляет их дружеские взаимоотношения; воспитывает у детей умение быть отзывчивыми, доброжелательными друг к другу.