Ирина Матакова
Методическая разработка деловой игры с педагогами ДОУ «Управление детским экспериментированием»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка деловой игры с педагогами МБДОУ
«Управление детским экспериментированием»
.
Разработал :
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 256»
г. Нижнего Новгорода
Матакова Ирина Вячеславовна
Публикация «Методическая разработка деловой игры с педагогами ДОУ „Управление детским экспериментированием“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.
Задачи:
- расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
- формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником; - способствовать развитию коммуникативных, информационных, рефлексивных компетентностей педагогов МБДОУ;
- создавать условия для повышения профессионального творчества педагогов МБДОУ;
- способствовать повышению качества и результативности деятельности педагогов МБДОУ к собственной деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги МБДОУ.
Ход проведения игры
1 этап. Мотивационно-организационный.
Старший воспитатель. Сегодня здесь собрались творческие, активные люди – настоящие профессионалы. Приглашаю вас поучаствовать в обсуждении темы о развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Обсуждение за «Круглым столом»
Вопрос для обсуждения: Совместимы ли понятия ФГОС ДО и экспериментирование?
Одним из важных моментов в ФГОС ДО является развитие самостоятельности и инициативности детей и в связи с этим важным компонентов является познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними). Целевыми ориентирами являются: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Одной из форм познавательно-исследовательской деятельности является экспериментирование. Следовательно, в соответствии с требованиями ФГОС ДО экспериментальная деятельность должна присутствовать во всех режимных моментах, во всех формах организации детей и взрослых.
Деление на группы.
Старший воспитатель. Я вам сейчас предлагаю сделать выбор: если бы вам была дана возможность обладать сверхъестественными способностями, что бы вы выбрали: летать, контролировать время, читать мысли.
Педагоги могут по желанию обосновать свой выбор. Затем объединяются в группы по схожим выбранным ответам.
Старший воспитатель. Прошу вас поразмышлять о том, как много времени ваши дети включены в экспериментальную деятельность. Что мы с вами можем предпринять, для того, чтобы поддержать интерес детей к экспериментированию. Какие мы должны создать условия, как мотивировать?
Прием «Карта согласия»
Каждой группе раздается лист бумаги, разделенный на 4 части. В середине листа чертится прямоугольник. Педагоги одновременно записывают свои варианты каждый в своей секции листа (в течение 3 минут). По команде старшего воспитателя работа останавливается. Все варианты обсуждаются, выбираются наиболее верные из них и вписываются в середину листа, в том случае, если все участники группы поддержат данный вариант. После завершения всех высказываний, одобренные предложения озвучиваются всему коллективу, обсуждаются, дополняются.
Выводы могут быть. Для поддержания интереса к экспериментированию можно использовать :
• Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
• События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
• Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
• Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
• Создание групповой экспериментальной лаборатории.
2 этап. Теоретико-практический.
Старший воспитатель. Все ли методы и приемы применимы под любое содержание экспериментальной деятельности?
Задание для групп. Каждая группа педагогов должна из предложенных предметов придумать эксперимент, выстроить четкий план и презентовать его, обосновать свой выбор.
Презентация экспериментов происходит участником группы, который выше ростом других членов своей группы.
Старший воспитатель не дает оценку экспериментам, представленных группами.
Затем выступающий переходит в другую группу.
3. Заключительный этап.
Старший воспитатель: Те педагоги, которые выступали от группы, берут карточку и оценивают сами себя по критериям, представленным в табличке. (Приложение №1). Остальные участники выступают в роли экспертов и оценивают выступающего, который к ним присоединился, а, следовательно, и команду соперников (т. к. педагог транслировал ответ всей группы) по тем же критериям.
Работа в группах: происходит самоанализ и анализ выступлений своих коллег, после чего оценки сопоставляются в каждой группе, и эксперты озвучивают совпали ли их оценки с самоанализом самого выступающего, удалось ли найти компромисс, обосновывают свой выбор.
Метод «Синквейн». Педагоги составляют синквейн к слову эксперимент.
Пример.
Эксперимент
увлекательный, познавательный
развивает, помогает, доказывает
Соответствует требованиям ФГОС ДО.
Открытие!
Приложение №1
Карта анализа, самоанализа выступления.
Критерии Оценка
Был ли сделан правильный выбор эксперимента,
Достаточность аргументов в доказательство выбора эксперимента,
Соответствие методов и приемов возрасту детей
Структура эксперимента
Качество презентации (выступления) эмоциональность, логичность, доступность)
Оценивание происходит по 3-х бальной системе:
3 балла – критерий представлен в полной степени;
2 балла – критерий представлен частично;
1 балл – критерий представлен в слабой степени.